М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Комплексный анализ фрагмента романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Демоверсия

Из главы XХIV

Базаров поднял голову и увидал Павла Петровича. Одетый в лёгкий клетчатый пиджак и белые, как снег, панталоны, он быстро шёл по дороге; под мышкой он нёс ящик, завёрнутый в зелёное сукно.

—      Извините, я, кажется, заставил вас ждать, — промолвил он, кланяясь сперва Базарову, потом Петру, в котором он в это мгновение уважал нечто вроде секунданта. — Я не хотел будить моего камердинера.

—      Ничего-с,  ответил Базаров, — мы сами только что пришли.

—      А! Тем лучше! – Павел Петрович оглянулся кругом. — Ничего не видать, никто не помешает… Мы можем приступить?

—      Приступим.

—      Новых объяснений вы, я полагаю, не требуете?

—      Не требую.

—      Угодно вам заряжать? – спросил Павел Петрович.

—      Нет, заряжайте вы, а я шаги отмеривать стану. Ноги у меня длиннее, – прибавил Базаров с усмешкой. — Раз, два, три…

—      Евгений Васильевич, – с трудом пролепетал Пётр (он дрожал, как в лихорадке), — воля ваша, я отойду.

—      Четыре, пять… Отойди, братец, отойди; можешь даже за дерево стать и уши заткнуть, только глаз не закрывай; а повалится кто, беги подымать. Шесть… семь… восемь… – Базаров остановился. — Довольно? – промолвил он, обращаясь к Павлу Петровичу, - или ещё два шага накинуть?

—      Как угодно,  проговорил тот, заколачивая вторую пулю.

—      Ну, накинем ещё два шага, — Базаров провёл носком сапога черту по земле. — Вот и барьер. А кстати: на сколько шагов каждому из нас от барьера отойти? Это тоже важный вопрос. Вчера об этом не было дискуссии.

—      Я полагаю, на десять, – ответил Павел Петрович, подавая Базарову оба пистолета. — Соблаговолите выбрать.

—      Соблаговоляю. А согласитесь, Павел Петрович, что поединок наш необычаен до смешного? Вы посмотрите только на физиономию нашего секунданта.

—      Вам всё желательно шутить, - ответил Павел Петрович. – Я не отрицаю странности нашего поединка, но я считаю долгом предупредить вас, что я намерен драться серьёзно. A bon entendeur, salut! 

—      О! я не сомневаюсь в том, что мы решились истреблять друг друга; но почему же не посмеяться и не соединить utile dulci? Так-то: вы мне по-французски, а я вам по латыни.

—  Я буду драться серьёзно, — повторил Павел Петрович и отправился на своё место.

      Базаров, с своей стороны, отсчитал десять шагов от барьера и остановился. — Вы готовы? — спросил Павел Петрович.

— Совершенно.

— Можем сходиться.

Базаров тихонько двинулся вперёд, и Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета…

=========================================================================

Дайте развёрнутые аргументированные ответы на вопросы. 

  1. О каких событиях идёт речь в данном отрывке? Что стало причиной поединка героев?
  2. Можно ли считать эту сцену кульминацией отношений Базарова и Павла Петровича? Ответ аргументируйте.
  3. Как относятся к поединку Базаров, Павел Петрович, Пётр? Чем, в частности, объясняются весёлое настроение Базарова и сухая строгость Павла Петровича?
  4. Почему Базаров говорит о поединке, что он «необычаен до смешного», а Павел Петрович – что он «странен»? В чём необычность сцены дуэли в романе «Отцы и дети»? (При ответе на этот вопрос желательно сравнить эпизод дуэли в "ОТцах и детях" с похожими эпизодами в других произведениях русской классики). 
  5. Уместны ли комические элементы в сцене дуэли? Почему вы так думаете? Какие средства комического использования в этом эпизоде? Какова их художественная функция?
  6. Какими языковыми средствами передаются: а) душевное состояние героев; б) отношение к ним автора?
  7. Разрешил ли поединок конфликт между персонажами?
  8. Объясните значение пяти выделенных слов. 

 

 

Минимальный суммарный объём ответов на все вопросы  150 слов за один академический час.  Максимальный объём анализа не ограничивается. 

Отвечать необходимо на каждый вопрос отдельно строго по порядку. 

Ответы должны 

быть развёрнутыми, полными, аргументированными, 

учитывать контекст не только данного фрагмента, но и всего романа в целом, 

определяться логикой сюжета и характеров персонажей в их развитии. 

Анализ художественных средств предполагает не только их упоминание, но и конкретные примеры, а также указание на цель использования упоминаемых вами средств, на их связь с авторским замыслом.