М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889). Вопросы и задания

 

Лекция о творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина

ПОВЕСТЬ «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»

  1. Что такое сатира? Каково её значение в общественной жизни? 
  2. Кого из писателей можно назвать предшественником Салтыкова-Щедрина и почему?
  3. В чём необычность жанра «Истории одного города»? Черты каких литературных жанров можно найти в этой книге?
  4. В каком ключе выдержано начало повести? Можно ли доказать, что писатель имеет в виду историю России?
  5. Какова композиционная роль «Описи градоначальникам»? Как в этой главе показаны взаимоотношения народа и правителей?
  6. Какие сходные черты можно отметить в образах градоначальников, исходя из содержания "Описи градоначальникам"?
  7. Дайте подробную характеристику  Брудастому. Почему его назвали Органчиком? 
  8. Что позволяло Брудастому управлять городом и держать в страхе обывателей?
  9. Как в главе "Органчик" выражена авторская позиция? 
  10. Был ли смысл в "войнах за просвещение"? С какой целью вёл их Бородавкин? Как ведут себя глуповцы во время этих войн? 
  11. Каких взглядов придерживался Прыщ? Как относились глуповцы к установленным в городе порядкам и к поведению градоначальника? 
  12. Письменное задание. С помощью каких художественных средств раскрывается образ Угрюм-Бурчеева? Какие детали портрета служат средством его характеристики? Объём ответа не менее 50 слов, не считая цитат. 
  13. Чем интересен проект Угрюм-Бурчеева? Почему его идеи автор называет «систематическим бредом»?
  14. В чём, по вашему мнению, причина несчастий глуповцев? Есть ли в повести ответ на этот вопрос?
  15. Письменное задание. В каких эпизодах наиболее ярко показана покорность народа? Выпишите не менее трёх цитат. 
  16. Письменное задание. Дайте развёрнутую письменную характеристику А) одному из градоначальников: Двоекурову, Фердыщенко, Грустилову - и Б) одной из шести градоначальниц. Суммарный объём ответа по обоим пунктам - не менее 100 слов, не считая цитат. 

   17. Письменное задание. Выпишите определения перечисленных понятий и приведите примеры их использования в повести: 

  • сарказм
  • ирония
  • гипербола
  • гротеск
  • аллегория
  • эзопов язык

   18. Какой смысл заключён в финале произведения? Можно ли говорить об историческом скептицизме Салтыкова-Щедрина?

   19. Можно ли считать «Историю одного города» антиутопией?

 

РОМАН «ГОСПОДА ГОЛОВЛЁВЫ»

 Сцена из спектакля "Господа Головлёвы". В роли Иудушки - Евгений Миронов

20. Что вам известно об истории создания произведения?

21. Какова идейная цель романа? Как идее романа подчинена его композиция?

22. Почему сюжет строится на истории гибели семьи Головлёвых?

23. Есть ли в романе элементы детективного жанра? 

24. Каковы судьбы членов головлёвского семейства? С кем, по вашему мнению, судьба обошлась несправедливо?

25. Какую роль в судьбах своих родственников играет Порфирий Головлёв? Какими качествами он наделён? За что его прозвали Иудушкой?

26. Письменное задание. Приведите, опираясь на текст романа, аргументы в пользу того, что Иудушка - герой и что он антигерой. Докажите, что Иудушка - главный герой романа. Объём ответа не менее 100 слов, не считая цитат. 

27. Каких героев русской и зарубежной литературы напоминает Порфирий Головлёв?

28. Почему к концу жизни Иудушка окончательно дичает и спивается?

29. В чём смысл финала романа? 

 

СКАЗКИ 

30. В чём жанровое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина? Чем они похожи и не похожи на народные сказки? Чем они похожи и не похожи на басни? 

31. Приведите 2-3 примера использования в сказках писателя каждого из приёмов, перечисленных в задании 17 ↑ 

32. Прочитайте сказки «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Либерал», «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист», «Коняга», «Путём-дорогою», «Ворон-челобитчик».

33. Письменное заданиеПисьменно проанализируйте любые две сказки по данному плану:

а) Название сказки. Смысл названия.

б) Какие проблемы затрагивает автор в сказке? Что высмеивает? 

в) Идейная направленность: кого и чему учит эта сказка? 

г) Персонажи сказки, их амплуа и жизненные позиции. 

д) Как сочетаются в сказке реальность и фантастика? Каков художественный смысл этого сочетания?

е) Какие художественные приёмы и с какой целью использует автор? 

ж) Как в сказке реализуется язык намёков? 

з) Выпишите афористические выражения из сказки.

 

<-- Предыдущая тема: Козьма Прутков 

Следующая тема: Ф.М. Достоевский -->