М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Композиция

Всякое литературное произведение (или цикл произведений) представляет собой художественное целое, состоящее из частей, а содержание произведения подаётся в определённой последовательности. Все элементы художественного текста должны так или иначе замыкаться на выражении идеи.

В широком смысле композицией (от латинского compositio - составление) называют структуру художественного текста, построение  произведения, систему элементов художественного текста в их взаимосвязи, расположение этих элементов в заданной автором последовательности. Иными словами, композиция - это способ подачи изображённой писателем реальности. 

Элементы композиции Виды композиции

пролог

экспозиция

завязка

перипетии

кульминация

развязка

эпилог

эпиграф

части произведения (главы, тома, акты, явления)

вставные элементы (лирические отступления, вставные эпизоды, письма, песни)

зеркальная

инверсионная

кольцевая

линейная

разрывная

рамочная

ретроспективная

 

 

К элементам композиции относят

  • пролог - предисловие, повествование о том, что предшествовало основным событиям произведения; задача пролога - пробудить в читателе интерес к содержанию произведения; 
  • обязательные элементы сюжета эпического, лироэпического или драматического произведения: экспозиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка;
  • эпилог - заключение, послесловие, повествование о том, что произойдёт после основных событий; самый большой по объёму и по смысловому наполнению эпилог представлен в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир"; 
  • эпиграф - небольшой текст, цитата, предпосланная художественному произвдению или отдельной главе; большое значение эпиграфам придавал Пушкин: эпиграфы даны к каждой главе в "Евгении Онегине", в "Пиковой даме", в "Капитанской дочке", к каждой повести цикла "Повести Белкина"; 
  • тома, части и главы (в драматургии - акты и явления); например, в романе Ф.М. Достоевского "Идиот" деление на два тома, каждый из которых разделён на две части, мотивно связано с двойственностью натуры главного героя; 
  • диалоги и монологи;
  • вставные элементы текста: лирические отступления, вставные эпизоды, письма, песни;
  • художественные описания: портреты, интерьеры, пейзажи.

 

При создании произведения эти элементы компонуются в соответствии с замыслом автора. Различные способы компоновки называются композиционными приёмами. От способов компоновки зависят виды композиции литературного произведения.

1) Одним из древнейших композиционных приёмов явлется повтор - это отмечается, в частности, в "Исторической поэтике" А.Н. Веселовского. В произведениях ранней лирики и эпоса повтор - один из основных акцентирующих приёмов, гипнотически воздействующий на слушателя или читателя. Анализ приёма повтора впервые даётся в древнеиндийской поэме "Натьяшастра" (около 5 века до нашей эры).

Повтор в чистом виде встречается в произведениях фольклора: достаточно вспомнить песню "Во поле берёзка стояла...". Здесь повтор и задаёт ритм текста, и делает акцент на ключевых словах. В поэзии разновидностями повтора являются анафора и рефрен. Например, в небольшом стихотворении М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива..." анафора используется пять раз, и в данном случае композиция стихотворения является анафорической. 

Рефрен - повтор одной и той же фразы - мы видим в поэме А.Т. Твардовского "Василий Тёркин". Несмотря на сюжетную самостоятельность глав поэмы, в каждой из них повторяются строки "Бой идёт не ради славы - ради жизни на земле". Повтор одних и тех же текстовых эпизодов наблюдаем и в "Сказке о царе Салтане" А.С. Пушкина ("Ветер по морю гуляет / И кораблик подгоняет", "Ветер весело шумит, / Судно весело бежит" и др.). Некоторые повторы в этой сказке сопряжены с градацией: например, о белке, поющей песенки, рассказывается пять раз, и при каждом повторе автор дополняет картину. 

2) Наиболее простым композиционным приёмом является линейная композиция: события представлены читателю в их естественном порядке. Так показаны события в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", в рассказе К.Г. Паустовского "Телеграмма". В лирике линейная композиция предполагает последовательное развитие размышлений, переход от одной мысли к другой с выводом в финале. Таковы, например, стихотворения Ф.И. Тютчева "Silentium!", "Природа - сфинкс, и тем она верней...". 

3) Эффективным компоизиционным приёмом является ретроспекция (ретроспективная композиция) - в буквальном переводе с латыни "взгляд назад". В этом случае автор, повествуя о настоящем, словно оглядывается в прошлое с целью показать причины происходящего в данный момент.

В романе И.А. Гончарова "Обломов" характер главного героя, 33-летнего помещика, лежащего в съёмной петербургской квартире, объясняется его далёким прошлым: герой засыпает и видит себя в далёком детстве, в родительском имении Обломовка, где он не знал ни горя, ни забот, всю работу за него делали слуги, а будущая жизнь представлялась ему в несбыточных образах из сказок няни. 

Ещё один пример ретроспекции - рассказ Аркадия о молодости своего дяди, 45-летнего Павла Петровича Кирсанова в седьмой главе романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". История безумной любви Павла Петровича к княгине Р. объясняет и несложившуюся карьеру, и многолетнее затворничество блестящего в прошлом офицера и любимца женщин. 

4) Композиция произведения может быть и инверсионной (обратной), если автору важно ослабить сюжетную интригу и заострить внимание на иных деталях. В начале рассказа И.А. Бунина "Лёгкое дыхание" даётся описание могилы юной гимназистки Оли Мещерской, а затем показана история её короткой жизни. Благодаря такому началу повествование о весёлой и беззаботной девушке пропитывается мотивом трагизма. 

5) Близким к ретроспекции является приём "рассказа в рассказе" (рамочная композиция) - это вставной сюжет, прямо или косвенно связанный с основным сюжетом. В чистом виде рамочная композиция использована в рассказе М. Горького "Старуха Изергиль": старуха - рассказчица, а повествователь - слушатель. В рамки одного рассказа вставлено три мотивно связанных легендарных сюжета: об эгоисте и убийце Ларре, о распутной жизни самой старухи в далёкой молодости, о спасителе людей Данко. Приём "рассказа в рассказе "является основным в "Судьбе человека" М.А. Шолохова, в повести "Ася" И.С. Тургенева, в рассказе Л.Н. Толстого "После бала". 

Как элемент этот приём встречается в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души". 

6) Симметрия образов, эпизодов, явлений составляет основу зеркальной композиции. В сюжетном отношении зеркальная композиция используется в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин": Татьяна влюбляется в Онегина, пишет ему письмо, затем слушает отповедь героя; в последней главе вернувшийся из путешествия Онегин влюбляется в Татьяну, пишет ей письмо и слушает её отповедь. Как элемент зеркальная композиция присутствует в отдельных сценах драмы М. Горького "На дне": притча Луки о праведной земле словно предсказывает самоубийство Актёра в финале. 

7) Кольцевая композиция предполагает возвращение в финале к началу произведения. В шуточной форме кольцевая композиция наиболее наглядно используется в известном стихотворении "У попа была собака...", где мы имеем дело с "бесконечным" текстом.

Кольцевая композиция положена в основу рассказа В.В. Набокова "Круг": повествование начинается со слова "во-вторых", а завершается словом "во-первых", сюжет закольцовывается, и становится ясно, что всё происходившее с героем в начале рассказа объяснялось тем, что сообщил автор в конце.

Как элемент движения сюжета кольцевая композиция использована в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети": Евгений Базаров дважды следует по маршруту Марьино - Никольское - родительский дом, но второй "круг" путешествия героя связан с глубоким внутренним кризисом, меняется его восприятие привычных, казалось бы, мест и людей. 

Элементы кольцевой композиции связаны с замыслом повести М.А. Булгакова "Собачье сердце": размышления пса Шарика в начале и в финале повести как будто повторяются, но между этими размышлениями - история попытки очеловечивания собаки, превращения Шарика в Шарикова. 

В лирике кольцевая композиция связана, как правило, с повторением одной и той же строфы в начале и в конце стихотворения. Ярким примером может служить стихотворение Н.С. Гумилёва "Жираф". 

8) Приём композиционного разрыва событий часто используется в произведениях, где велика роль интриги: в детективных и приключенческих произведениях. Однако иногда автору необходимо соединить разные сюжетные линии для того, чтобы сделать содержание произведения более глубоким, обозначить особые смысловые связи между формально не связанными событиями. В этом случае повествование обрывается на полуслове и начинается новая история, которая, в свою очередь, тоже обрывается ради продолжения предыдущей. Так построен роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита": встреча двух писателей на Патриарших прудах с загадочным профессором (как впоследствии выяснится, с Сатаной) и спор о существовании Иисуса Христа обрывается подробным рассказом о допросе две тысячи лет назад Понтием Пилатом бродячего философа Иешуа Га-Ноцри, и читатель лишь потом узнает, что профессор в точности воспроизвёл начало романа, написанного и сожжённого Мастером.