Изменилась перспектива. Получалась иная направленность сознания.
Раскрылись глаза на иные миры, на иное измерение бытия.
И за право созерцать иные миры велась страстная борьба.
Н.А. Бердяев
Так сложилось в истории русской литературы, что рубежи столетий оказывались для неё временем взлётов, связанных с социальными и духовными потрясениями. Если рубеж 18-19 веков был временем зарождения Золотого века русской литературы, то рубеж 19-20 столетий получил в истории литературы название «Серебряный век» (термин Николая Оцупа).
Это время проходило под знаком «переоценки ценностей» — как в науке, так и в искусстве. Небывалый подъём во всех сферах духовной жизни России, обострившийся интерес к философским вопросам был обусловлен рядом обстоятельств:
1. социально-экономический кризис требовал поисков оптимального выхода из него;
2. научные открытия и технические изобретения рубежа веков (теория относительности Эйнштейна, открытие клеточного ядра, кино, автомобили, радио, телефон, метро, признание геометрии Лобачевского и т.д.) привели к переосмыслению взглядов на мир;
3. Российская интеллигенция увлекается западноевропейской философией иррационализма: к этому времени страна уже «переболела» имморализмом Ф. Ницше, прославившегося фразой «Бог умер», и учением А. Шопенгауэра — автора работ «Мир как воля и представление» и «Метафизика половой любви». С другой стороны, многие увлекаются марксизмом, учением об историческом и диалектическом материализме.
В свою очередь, в конце 19 века зарождается русская религиозная философия, основателем которой стал национальный гений России Владимир Сергеевич Соловьёв (1856-1900).
Появляются новые течения и направления
- в живописи (абстракционизм Казимира Малевича и Василия Кандинского, лучизм Михаила Ларионова),
- в музыке (поиски новых форм ритма и музыкального самовыражения у Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Александра Скрябина),
- в балете (обновлению балетного искусства содействовали Анна Павлова и Михаил Фокин).
Бурные духовные искания русской интеллигенции, взлет творческих сил, обострение религиозно-мистической чувствительности — всё это были признаки явления, которое русский философ Николай Александрович Бердяев назвал русским духовным ренессансом.
Приметой эпохи стало соединение божественного и человеческого начал в сознании и, как следствие, соединение, слияние философии и литературы благодаря общей цели — поиску высшей истины. Усилившееся ощущение грядущей вселенской катастрофы определило стремление деятелей искусства к творческому преображению мира. Появилась вера в то, что искусство сможет стать силой, перерождающей мир.
Главным достижением эпохи русского духовного ренессанса Н.А. Бердяев считал «освобождение от остатков писаревщины». Лозунг Белинского «Социальность или смерть» уже к началу 1890-х утратил свой смысл. Русская литература начала развиваться полифонично и разнонаправленно:
а) литературный процесс Серебряного века определялся борьбой и взаимовлиянием реализма и модернизма (к модернизму относились все нереалистические течения);
б) в одно и то же время на сценах российских театров ставились психологические пьесы Чехова, социальные драмы Горького и экспрессионистские драмы Андреева;
в) в один и тот же год — 1907 — появляется первый соцреалистический роман «Мать» Максима Горького и первый русский эротический роман «Санин» Михаила Арцыбашева. Развивается символистский роман (две трилогии Дмитрия Мережковского — «Христос и Антихрист» и «Царство Зверя», романы «Тяжёлые сны» и «Мелкий бес» Фёдора Сологуба; «Огненный ангел» Валерия Брюсова; «Серебряный голубь» и «Петербург» Андрея Белого).
Наиболее значительным направлением Серебряного века стал символизм, становление которого проходило под знаменем идей Владимира Соловьева. Распад символизма в 1910 году привел к возникновению новых модернистских течений: акмеизма, эгофутуризма, кубофутуризма, имажинизма, новокрестьянской поэзии, импрессионизма.
Все эти течения просуществовали недолго, зато дали дорогу в «большую литературу» Н.С. Гумилеву, А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштаму, В.В. Маяковскому, Б.К. Зайцеву, С.А. Есенину, М.А. Волошину и др.
Благодаря необыкновенному разнообразию литературных течений, направлений и форм самовыражения Серебряный век составил значительный пласт отечественной культуры. Именно в это время была преодолена односторонняя социальность русской литературы. И именно с высоты достижений Серебряного века стало понятным величие классической литературы 19 столетия.
Серебряный век предопределил тенденции развития русской культуры вплоть до конца 20 века.
Развитие русской литературы в 1892-1921 гг. в рамках направлений и течений
В русле реализма | В русле модернизма |
Проза и драматургия А.П. Чехова |
Символисты: В.Я. Брюсов, Д.С. Мережковский, Н.М. Минский, З.Н.Гиппиус, К.Д.Бальмонт, Ф.К.Сологуб, И.Ф. Анненский, Эллис, А. Белый, А.А. Блок, В.И. Иванов, М.А.Кузмин |
Проза и драматургия Л.Н. Толстого | |
Проза А.И. Куприна | Акмеисты: Н.С. Гумилёв, С.М. Городецкий, А.А. Ахматова, В.И. Нарбут, О.Э. Мандельштам, М.А.Зенкевич |
Проза И.А. Бунина | |
Проза И.С. Шмелёва | Футуристы: а) Кубофутуристы: Д.Д. Бурлюк, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, В.В. Хлебников, В.В.Каменский. б) Эгофутуристы: И.В. Северянин, И.В. Игнатьев, К.К. Олимпов |
Проза Б.К. Зайцева | |
Проза и драматургия М. Горького | Новокрестьянские поэты: С.А. Клычков, П.В. Орешин, С.А. Есенин, Н.А. Клюев |
Проза Л.Н. Андреева | Имажинисты: А.Б. Мариенгоф, В.Г. Шершеневич, С.А. Есенин |
Проза В.Г. Короленко |
Независимые поэты: М.А. Волошин, В.Ф. Ходасевич, М.И. Цветаева
Поделиться с друзьями: