М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)

 

Посмотрите на портрет Тургенева. Вот лицо коренного русского человека. Глаза с тонким умом и нежною, русскою печалью, добрые, мудрые и грустные морщины, -- это лицо старого русского крестьянина, только облагороженное и утончённое высокою культурой.

Д.С. Мережковский

 

Тургенев и литературный процесс

Крупнейший прозаик второй половины 19 века, начинавший как поэт. Переводчик и публицист, автор шести романов, шести драматических произведений и нескольких десятков повестей и рассказов. Один из первых русских писателей, чьи произведения уже в 1850-е годы переводились на иностранные языки, благодаря чему Тургенев оказал влияние на творчество не только русских, но и европейских писателей. Именно Тургенев ввёл в обиход понятия "лишний человек" (благодаря повести "Дневник лишнего человека") и "нигилист" (благодаря роману "Отцы и дети"). 

Произведения Тургенева отличаются подчёркнутой современностью. Ссылаясь на Шекспира, писатель утверждал, что задача художника - изобразить "образ и давление времени". По словам нашего современника, профессора Санкт-Петербургского университета Игоря Сухих, "Тургенев всегда пытался поймать и понять человека исторического, увидеть в своих персонажах движение времени, отпечаток истории" (Сухих И.Н. "Русская литература для всех", СПб, 2017). Именно поэтому в романах Тургенева - точная хронология и редкая для 19 века датировка событий.  
Имение Тургеневых в селе Спасское-Лутовиново

Семья. Образование. Первые литературные опыты

Родился 9 ноября 1818 года в Орле. Был вторым ребёнком в семье гусарского офицера, героя Отечественной войны 1812 года Сергея Николаевича Тургенева и богатой помещицы, владелицы  5000 душ и нескольких деревень в Орловской, Калужской, Тульской, Тамбовской губерниях Варвары Петровны Лутовиновой (их встреча произошла в 1816 году, при этом отец писателя был на 6 лет моложе своей супруги). 

Сергей Николаевич Тургенев

Воспитание будущего писателя проходило в условиях деспотизма матери - женщины жестокой и в то же время образованной. Благодаря стараниям матери И.С. Тургенев блестяще овладел иностранными языками, особенно французским (мать презирала всё русское и говорила исключительно по-французски), а благодаря отцу - прекрасной русской речью. В 1822 году семья Тургеневых на собственных лошадях путешествовала по Европе: Германия, Швейцария, Франция. Из Швейцарии благодаря хлопотам отца были выписаны гувернёры для детей, что и обеспечило блестящее образование будущему писателю. 

Варвара Петровна Лутовинова (Тургенева)

Часть детства Тургенева прошла в родовом имении Спасское-Лутовиново Орловской губернии. Из детства он вынес, с одной стороны, глубокую образованность, с другой, ненависть к деспотизму и в то же время - слабый, безвольный характер, сформированный властной матерью. 

В 1827 году семья перебралась в Москву, чтобы дать детям хорошее образование. В неполные 15 лет Тургенев, показав блестящие знания на вступительных испытаниях, поступает на словесное отделение Московского университета, становится однокурсником В.Г. Белинского и А.И. Герцена. Через год переводится в Петербургский университет.

Первые литературные опыты Тургенева - поэтические. Именно в Петербурге пишет неудачную романтическую поэму "Стено"В конце 1836 года в доме профессора Петра Александровича Плетнёва он случайно встретится с Пушкиным - до известной дуэли останется несколько недель. На третьем курсе слушает лекции Гоголя по истории. В 1837 году заканчивает учёбу в звании кандидата (это звание давалось тем, кто завершал обучение с отличием, что позволяло продолжить научную деятельность).

Тургенев пишет более сотни стихотворений (самое известное из них, ставшее романсом, - "Утро туманное, утро седое...") и несколько поэм, однако мечтает о карьере учёного, профессора философии, в связи с чем поступает в Берлинский университет. Именно там окончательно сформируются западнические взгляды писателя. Во время учёбы в Берлине Тургеенев много путешествует по Европе. Знакомится с теоретиком анархизма М.А. Бакуниным, историком Т.Н. Грановским, философом Н.В. Станкевичем. 

Вернухвшись в Россию, около двух лет служит в Министерстве внутренних дел под началом В.И. Даля, будущего автора "Толкового словаря".

 

Премухинский роман. Пелагея Тургенева. Полина Виардо навсегда 

В 1841-1842 годах переживает бурный роман с Татьяной Александровной Бакуниной, жившей в усадьбе Премухино. Будучи очень эмоциональной и впечатлительной, Бакунина писала Тургеневу такие письма, на фоне которых письмо пушкинской Татьяны "может показаться трезвым и уравновешенным" (И.Н. Сухих). Тургенев признавался, что и он Бакунину любит так, как не любил ни одну женщину, но относится к ней как к своей музе. В решающий момент Тургенев отказал Бакуниной в браке. До конца жизни писатель так официально и не женится. 

1 апреля 1843 года ("священный день", по словам Тургенева) происходит одно из важнейших событий в жизни писателя: он знакомится с 22-летней оперной певицей из Франции Полиной Виардо, чувства к которой будут сопровождать его всю жизнь. Она к этому времени уже замужем за Луи Виардо, однако принимает все знаки внимания со стороны Тургенева. Варвара Петровна не одобряла отношений сына с "проклятой цыганкой" и едва не лишила его материальной поддержки. 

Полина Виардо 

 

Именно Полина и её муж воспитают внебрачную дочь Тургенева Пелагею (во Франции её назовут Полиной). Дочь родилась у писателя в 1842 году в результате его увлечения крепостной швеёй матери - Авдотьей Ивановой. Тургенев, узнав о беременности Авдотьи, выразил готовность жениться на ней, однако Варвара Петровна устроила сыну скандал, Авдотью выдала насильно замуж за другого и выслала в Москву. Прямая линия потомков Тургенева прервётся в 1952 году, когда в возрасте 80 лет скончается Жанна Тургенева-Брюэр, внучка писателя. 

 Пелагея (Полина) Ивановна Тургенева (в замужестве Брюэр)

 

"Современник" и внезапный успех "Записок охотника"

В это время Тургенев совершенно неизвестен как писатель, и Полине Виардо его представляют как "помещика, славного охотника и плохого поэта". Лишь в 1847 году, сотрудничая с журналом "Современник", права на издание которого годом ранее приобрели И.И. Панаев и Н.А. Некрасов, Тургенев неожиданно обретает литературную славу. По просьбе редактора Панаева писатель отдаёт в печать свой охотничий очерк "Хорь и Калиныч". Не будучи уверенным в художественных достоинствах очерка, Панаев придумывает подзаголовок "Из записок охотника", чтобы читатели снисходительно отнеслись к качеству произведения. Однако опасения оказались напрасными: очерк имел огромный успех, и читатели "Современника" в письмах просили продолжить публикацию "записок охотника". Тургеневу пришлось взяться за перо, в результате чего было написано 25 рассказов, которые впоследствии составили знаменитый сборник "Записки охотника".

 Первое издание "Записок охотника", 1852

 

В сборник вошли рассказы "Хорь и Калиныч", "Ермолай и мельничиха", "Малиновая вода", "Уездный лекарь", "Мой сосед Радилов", "Однодворец Овсянников", "Льгов", "Бежин луг", "Касьян с красивой мечи", "Бурмистр", "Контора", "Бирюк", "Два помещика", "Лебедянь", "Татьяна Борисовна и её племянник", "Смерть", "Певцы", "Пётр Петрович Каратаев", "Свидание", "Гамлет Щигровского уезда", "Чертопханов и Недопюскин", "Конец Чертопханова", "Живые мощи", "Стучит!", "Лес и степь". 

Смысловым стержнем книги стало неприятие крепостного строя, но выражено это неприятие было не непосредственно, а через глубоко переданные характеры крепостных крестьян. Именно это и обеспечило сборнику рассказов популярность. Несмотря на опасения писателя, "Записки охотника" безболезненно прошли цензуру и даже вышли отдельным изданием в начале 1850-х годов. Впрочем, сразу после выхода книги по распоряжению Николая Первого было запрещено её переиздание, так как Тургенев в негативном ключе изобразил помещиков, якобы угнетающих крестьян; к тому же из рассказов цикла "Записки охотника" прямо следовало, что на воле крестянину жилось бы лучше.

Стоит отметить, что Александр Второй впоследствии признался, что на его решение отменить крепостное право решающее влияние оказали именно "Записки охотника" - настолько велика была сила русской литературы в 19 веке. 

 

Драматургия. Рождение "лишнего человека". Лутовиновская ссылка и "Муму"

В этом же, 1847 году Тургенев вместе с Белинским уезжает за границу, живёт в Париже и становится свидетелем Третьей французской революции 1848 года. Картины жестокости и насилия навсегда делают писателя противником революций. С этого момента и до конца жизни Тургенев - убеждённый либерал-западник.

На рубеже 40-50-х годов  Тургенев интересуется вопросами теории драматургии. К этому времени драматургия в России слабо развита, и писатель стремится заполнить пустующую литературную нишу. Он пишет пьесы "Где тонко, там и рвётся", "Нахлебник", "Месяц в деревне", "Холостяк", "Провинциалка" и другие, однако успех их недолог, да и сами тургеневские комедии "несценичны". Очень скоро ведущим драматургом станет А.Н. Островский, каждая пьеса которого - литературное событие, и Тургенев переключится на повести и романы.

В 1850 году выходит в свет повесть Тургенева "Дневник лишнего человека", и в русской литературе навсегда закрепляется это название типажа литературного героя. "Лишний человек" звучит ещё и как социальный диагноз. Приходит осознание того, что "лишние люди" в русской литературе - это едва ли не все центральные герои самых известных произведений: Чацкий ("Горе от ума" Грибоедова), Онегин (из одноимённого романа Пушкина), Печорин ("Герой нашего времени" Лермонтова), Бельтов ("Кто виноват?" Герцена). Именно в русле этой сквозной литературной темы развивается и творчество самого Тургенева в 1850-е годы. Он тесно сотрудничает с революционно-демократическим журналом "Современник" под редакцией Некрасова, где благодаря "Запискам охотника" начал свой путь в большую литературу. 

В это время Тургенев считает себя продолжателем особо почитаемого им Н.В. Гоголя. Поэтому в 1852 году он не может не откликнуться на смерть любимого писателя и пишет некролог, посвящённый памяти Гоголя. Однако на имя и произведения Гоголя в это время наложен негласный запрет: Гоголь считается очернителем российской действительности, к тому же почти эмигрантом - со времени выхода в свет "Ревизора" он практически постоянно живёт то в Париже, то в Риме. Глава Петербургского цензурного комитета М.Н. Мусин-Пушкин категорически отказывает Тургеневу в публикации некролога, но тот решает через близкого литературного критика и издателя Василия Боткина всё же напечатать некролог в газете "Московские ведомости". Дерзкий поступок Тургенева расценивается как бунт против решения властей, поэтому принимается решение выслать Тургенева в Спасское-Лутовиново (подобно тому, как в 20-е годы в родовое село Михайловское выслали Пушкина) с запретом проживать в столицах. 

Находясь в ссылке с 1852 по 1854 годы, Тургенев много читает и ездит на охоту. Пишет свой знаменитый рассказ "Муму", в основу которого положена реальная история, случившаяся в московском доме матери писателя на Остоженке. Именно Варвара Петровна Лутовинова стала прототипом жестокой барыни, а немой дворник Андрей - прототипом Герасима. Сестра Тургенева Варвара вспоминала, что вся история, описанная в рассказе, произошла на её глазах. Рассказ "Муму" продолжил тенденции, отмеченные в "Записках охотника": вновь показаны самодурство помещицы и угнетаемая ею прислуга.  

 

"Лишние люди" - герои первых романов Тургенева

В 1855 году  написан первый роман Тургенева "Рудин". Заглавный герой производит сильное впечатление на окружающих своим красноречием, умением убеждать, образованностью. Став любимым собеседником Дарьи Михайловны Ласунской, Дмитрий Рудин влюбляется в её дочь Наталью (это одна из первых героинь в ряду так называемых "тургеневских девушек"), которая отвечает ему взаимностью. Однако Дарья Михайловна против их брака. Именно в этой ситуации обнаруживаются неприглядные качества Рудина: нерешительность, слабость, неумение брать на себя ответственность. Как и положено "лишнему человеку", Рудин не выдерживает испытания любовью. Наталья Ласунская выходит замуж за не любимого ею Волынцева, а Рудин спустя некоторое время гибнет на парижских баррикадах во время революции 1848 года. Первоначально в "Рудине", как и в "Евгении Онегине", был открытый финал, но во второй редакции Тургенев решил дополнить роман эпилогом со сценой гибели героя. 

Галерею "лишних людей" и "тургеневских девушек" продолжает опубликованная в 1858 году повесть "Ася". Её герой 25-летний господин N., бесцельно скитающийся по городам Германии, встречает двух соотечественников - Гагина и его сестру Асю. Между господином N. и Асей вспыхивает взаимное чувство, но против их отношений возражает Гагин. Как и в случае с Рудиным, главный герой проявляет нерешительность, слабость, ежедневно откладывает своё объяснение с Асей и теряет её навсегда. Господин N. в повести - не только герой, но и рассказчик. Теперь ему 50 лет, но за всю жизнь он так и не женился, оставшись тосковать по Асе. 

В 1859 году выходит второй тургеневский роман "Дворянское гнездо". Герой романа Фёдор Лаврецкий, пережив измену и предательство своей жены, удаляется в своё имение, где влюбляется в дочь своей кузины Лизу Калитину. Лиза - явный антипод его жены Варвары, и чувства к девушке усиливаются ещё и в связи с сообщением о смерти жены. Лаврецкий теперь официально свободен, его счастье зависит только от него самого, ибо Лиза отвечает ему взаимностью. Однако внезапно выясняется, что жена Лаврецкого жива, а сам он растерян и не может принять какого-либо решения. Лиза, чтобы не стать причиной чужого несчастья, удаляется в монастырь. Лаврецкому остаётся только жить воспоминаниями о том коротком времени, когда он был счастлив. Роман сразу после публикации вызвал скандал, инициированный И.А. Гончаровым: он утверждал, что идея романа принадлежала ему, и идею эту он однажды озвучил в присутствии Тургенева. Обвинение в плагиате доказано не было, но Гончаров с того момента перестал общаться и даже здороваться с Тургеневым. 

Через год Тургенев пишет свой третий роман - "Накануне", сюжет которого был подсказан ему помещиком Василием Каратеевым, умершим от тифа во время Крымской войны 1854-1855 гг. В этом романе снова присутствует "тургеневская девушка" - Елена Стахова, но уже нет "лишних людей". Елена, поначалу увлечённая учёным Берсеневым, знакомится с болгарином Дмитрием Инсаровым. Мужественный поступок Инсарова, защитившего Елену от грубых приставаний пьяного, производит на неё впечатление. Инсаров влюблён в Елену, но считает своим долгом уехать, чтобы не мешать счастью приятеля Берсенева. Однако Елена выражает готовность повсюду следовать за Инсаровым, и в итоге она становится его женой. Инсаров получает тревожные вести из Болгарии, он принимает твёрдое решение ехать на родину и бороться за свободу своего народа. Внезапно Инсаров заболевает и умирает, не успев доехать до Болгарии. Елена везёт тело мужа на его родину и решает посвятить свою жизнь тому делу, которое не успел завершить Дмитрий.

На роман "Накануне" откликнулся статьёй "Когда же придёт настоящий день?" критик Н.А. Добролюбов. Тургеневу не понравилась статья, в особенности - нападки Добролюбова на либералов-западников. Он попытался отговорить Некрасова от публикации статьи, но Некрасов, оказавшись в ситуации выбора между Тургеневым и Добролюбовым, предпочёл последнего. Это оскорбило Тургенева, и он порвал с Некрасовым и редакцией журнала "Современник", отдав роман в либеральный журнал "Русский вестник". 

Фото И.С. Тургенева

Роман "Отцы и дети"

Точно и сильно воспроизвести истину есть высочайшее счастье 
для литератора, даже если эта истина
не совпадает с его собственными симпатиями.
И.С. Тургенев

Извините, г. Тургенев, вы не умели определить своей задачи;
вместо изображения отношений между "отцами" и детьми" вы написали
панегирик "отцам" и обличение "детям".
М.А. Антонович

Четвёртый, самый известный роман Тургенева "Отцы и дети" публикуется через год после отмены крепостного права. Однако действие романа отнесено к 1859 году, и это подчёркнуто писателем уже в первом предложении. Иными словами, перед читателем - предреформенная Россия.

Замысел романа возник у Тургенева в августе 1860 года в Англии. Работа продолжалась около года: по словам самого писателя, 20 июля 1861 года он написал в романе "последнее блаженное слово". За время работы над произведением было отменено крепостное право, и некоторые акценты писателю пришлось расставить иначе. Осенью 1861 года в Париже он читает "Отцов и детей" Боткину и Случевскому, и их критические замечания послужат причиной редактирования текста романа. В марте 1862 года "Отцы и дети" были опубликованы в журнале "Русский вестник". 

Прототипом главного героя романа стал некий доктор Д., личность и убеждения которого поразили Тургенева. "В этом замечательном человеке воплотилось... то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведённое на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно", - писал Тургенев. 

Сюжет романа составляет конфликт взглядов материалиста Базарова и аристократа Павла Кирсанова. Молодой учёный Евгений Базаров и его приятель Аркадий Кирсанов приезжают в родительский дом последнего. Самоуверенный и немного развязный Базаров - нигилист, то есть отрицатель всего и вся. Он не склоняется ни перед какими авторитетами, не верит ни в любовь, ни в искусство, ни в патриархальность русского народа и даже заявляет, что "порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта".  Базаров не скрывает своих радикальных граничащих с цинизмом взглядов, что вызывает резкое неприятие дяди Аркадия - 45-летнего аристократа Павла Петровича Кирсанова. Между Базаровым и Павлом Петровичем вспыхивают словесные поединки, в результате которых каждый остаётся при своём мнении. Сам Тургенев в романе стремится к объективности и не отдаёт явного предпочтения ни одной из конфликтующих сторон.

Жизнь сама подвергает испытанию мировоззренческие позиции героев, ведь это роман не только социальный, но и семейный. Из рассказа Аркадия читатель узнаёт, что Павел Петрович когда-то страстно и почти безответно полюбил некую княгиню Р., что и привело его к добровольному затворничеству в имении брата Николая, где он живёт безвыездно уже 17 лет. В свою очередь, брат Николай, похоронив жену и отправив на учёбу Аркадия, увлёкся экономкой Фенечкой, которая родила ему сына Дмитрия. Базаров же, уезжая от Кирсановых в губернский город, встречает там необыкновенную женщину Анну Сергеевну Одинцову, в которую неожиданно для самого себя влюбляется. Одинцова, больше всего на свете ценящая спокойствие, не готова ответить Базарову взаимностью. Тот находит в себе силы уехать от Одинцовой, но его спокойствие и убеждённость поколеблены. Во время вскрытия трупа  Базаров ранит палец и заражается тифом, от которого умирает. Перед смертью он хочет видеть только Одинцову. 

Критики о романе. Объективность Тургенева не позволила выявить симпатии писателя. Примечательно, что практически одновременно выходят статьи с полярными суждениями по поводу романа. В частности, критик Максим Алексеевич Антонович в статье "Асмодей нашего времени", не скрывая своего невысокого мнения о творчестве Тургенева, отмечает, что в романе "Отцы и дети" нет ни психологического анализа, ни художественно описанных картин природы. Критик отмечает, что, "за исключением одной старушки, нет ни одного живого лица и живой души, а всё только отвлечённые идеи и разные направления, олицетворённые и названные собственными именами". Базарова и его приятелей, по мнению Антоновича, писатель "презирает и ненавидит от всей души". Несмотря на очевидную объективность Тургенева, критик обвиняет писателя в откровенной предвзятости к Базарову: "Почти на каждой странице видно желание автора во что бы то ни стало унизить героя... и от этого в целом выходит не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головкой и гигантским ртом, маленьким лицом и пребольшущим носом, и притом карикатура самая злостная". В целом идея романа, с точки зрения Антоновича, сводится к беспощадной, рзрушительной критике молодого поколения.  

Дмитрий Иванович Писарев в статье "Базаров", отметив высокие художественные достоинства романа, охарактеризовал главного героя как несомненный идеал. Базаров, по мнению Писарева, искренен, самолюбив, поступает только так, как считает нужным, и ему всё равно, что думают о нём другие. И хотя герой отрицает принципы, в нём есть большая нравственная сила. Замкнутость Базарова критик объясняет тем, что рядом с героем нет ни одной родственной души, и даже любовь к женщине не становится для него интересной. Противоположностью Базарова является, по мнению критика, Аркадий: он "лишь напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись". Напротив, Павел Петрович, будучи таким же скептиком и эмпириком, как Базаров, оказывается внутренне самым близким человеком для главного героя. 

Дискуссии, посвящённые роману, продлятся в литературных журналах ещё по меньшей мере четыре десятилетия. 

Литературовед А.Б. Есин отмечает, что в решении сложных и спорных вопросов интерпретации преподаватели лиитературы склонны прибегать к суждению самого автора о своём произведении, придавая этому суждению решающее значение. Например, в интерпретации тургеневского Базарова таким аргументом становится фраза из письма Тургенева: «…если он называется нигилистом, то надо читать: революционером» (Письмо К.К. Случевскому от 14 апреля 1862 года). Однако в тексте это определение не звучит, и не из-за боязни цензуры, а по существу: ни одна черта характера не говорит о Базарове как о революционере. Одной лишь ненависти к аристократам, неверия в бога и отрицания дворянской культуры для революционера явно недостаточно.

 

После "Отцов и детей": два романа и "Senilia"

C 1863 года Тургенев живёт в германском Баден-Бадене, содействует переводу произведений  русских авторов на французский и немецкий языки, общается с ведущими писателями Западной Европы, среди которых Ч. Диккенс, Ж. Санд, В Гюго, П. Мериме, Э. Золя, Ги де Мопассан и другие. Для европейцев в это время Тургенев - русский писатель номер один. 

В 1867 году пишет роман "Дым", который вызывает только жёсткую критику. Роман признан откровенно слабым. Возникает шутка о "дыме" догорающего таланта, только ленивый не сочиняет эпиграммы в духе "И дым Тургенева нам сладок и приятен". Против Тургенева сработает и разрыв с "Русским вестником": с 1868 года он сотрудничает с "Вестником Европы".

Не менее жёсткой критике подвергнется и последний роман писателя "Новь" (1877), самое неудачное произведение писателя. Тургенева ругают все, а Достоевский в своём романе "Бесы" сатирически изобразит его в образе отсиживающегося за границей бездарного, давно исписавшегося писателя Кармазинова.

В 1880 году принимает участие в торжествах по случаю открытия памятника А.С. Пушкину в Москве. В это же время обостряется болезнь Тургенева - его мучают сильные боли. Врачи ставят ему разные диагнозы, однако лишь после смерти установят её истинную  причину - рак позвоночника.

Незадолго до смерти Тургенев пишет цикл "Senilia" ("Старческое"), который современным читателям известен под названием "Стихотворения в прозе" - сборник лирических миниатюр, посвящённых размышлениям автора о любви, мужестве, честности, щедрости и т.п. Цикл завершался стихотворением "Русский язык" - гимном своей стране, отмеченным верой в её великое предназначение. 

3 сентября 1883 года Тургенев умер в Буживале - пригороде Парижа. Согласно воле писателя он был похоронен в Петербурге.  

Задания по роману "Отцы и дети"

 

 

     См. статью М.В. Осмоловского "Творчество И.С. Тургенева в контексте межлитературных взаимодействий" (2024)