М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Роман "Обыкновенная история"

Прочтите эту прелесть. Вот где учиться жить. Видишь различные взгляды 
на жизнь, на любовь, с которыми не можешь ни с одним согласиться,
но зато свой собственный становится умнее, яснее.
Л.Н. Толстой

 

Временем ученичества стали для Гончарова 1830-е годы, когда он занимался литературными переводами и очерками. В 1840-е гг. его писательские воззрения уже сложились: он прошёл школу литературных групп Майкова и Белинского, и назрела необходимость выступить в печати, как и предполагал сам Гончаров, со значительным произведением.

Жанр. Таким произведением стал первый роман "Обыкновенная история", за основу которого был взят сложившийся в немецкой литературе жанр романа воспитания (по-немецки Bildungsroman - термин Карла Моргенштерна), т.е. такого романа, в котором показано психологическое и социальное становление личности главного героя. Классические примеры таких произведений - "Годы учения Вильгелма Майстера" Иоганна Вольфганга Гёте (1796), "Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим" Чарлза Диккенса (1849), "Неточка Незванова" Фёдора Достоевского (1849), "Воспитание чувств" Гюстава Флобера (1869). В то же время в "Обыкновенной истории" есть черты и социального, и психологического, и любовного романа.  

История создания. "Обыкновенная история" - наиболее быстро написанный роман Гончарова. Писатель вспоминал: «Роман был задуман в 1844 году, писался в 1845, и в 1846 мне оставалось дописать несколько глав».

В начале 1847 году рукопись романа была прочитана Белинскому, и критик пришёл в восторг от «повести» Гончарова: «Какую пользу принесёт она обществу! Какой она страшный удар по мечтательности, сентиментальности, провинциализму!». Роман и среди читателей получил признание, так как оказался весьма созвучным современности.

Идейное содержание. В центре романа – столкновение двух жизненных философий: патриархальной и буржуазно-деловой. Юный Александр Фёдорович Адуев, исполненный романтических мечтаний, покидает деревню Грачи и едет в Петербург к дяде. У героя три цели: прославиться как писатель, обрести верную дружбу, найти вечную любовь. Абстрактность целей усугублялась у Александра непониманием того, как их достичь. В столице наивная мечтательность и идеализм провинциала подвергаются суровым испытаниям. Дядя Александра, Пётр Иваныч Адуев, отличается трезвым и расчётливым мышлением, и именно он вводит племянника в атмосферу делового Петербурга, разрушая его романтические иллюзии.

Белинский иронически оценивал такого рода скороспелых гениев: «Манит их военная слава, им очень бы хотелось в Наполеоны, но только не иначе, как на таком условии, чтоб им на первый случай дали <…> хоть небольшую, хоть стотысячную армию, чтоб они сейчас же могли начать блестящий ряд побед своих. Манит их и гражданская слава, но не иначе, как на таком условии, чтоб им прямо махнуть в министры». Критик подводит суровый итог: «Им и в голову не приходит, что кто считает себя равно способным ко всем поприщам славы, тот не способен ни к какому».

«Обыкновенная история» стала одним из лучших психологических романов в русской литературе, в котором, с одной стороны, прослеживается духовная биография Александра Адуева; с другой, впервые в русской литературе показана – в лице Петра Адуева – психология просвещённого бюрократа и дельца, разбирающегося в искусстве и владеющего иностранными языками, человека твёрдых правил, для которого, тем не менее, приемлемы любые методы достижения успеха. Образ рационалиста-дельца неожиданно для читателя подвергается испытаниям в финале романа, в связи с чем Белинский заметил: «Видно, человеку нужно ещё чего-нибудь немножко, кроме здравого смысла!». Всем ходом романа Гончаров показал крушение как наивного романтизма, так и делового прагматизма

Впервые в русской литературе именно в этом романе был поставлен вопрос положения женщины в семье и в обществе. Образ Лизаветы Александровны Адуевой – один из лучших женских образов в отечественной литературе. Это история умной, чуткой, сердечной молодой женщины, поставленной мужем в условия сытой, праздной жизни, лишённой каких бы то ни было настоящих интересов. «Наружность счастья» вместо любви – вот что получила женщина от своего во всех отношениях успешного мужа.
Воспроизведённая Гончаровым общественно-историческая ситуация 1840-х годов убеждала в том, что традиционное и устоявшееся не способно гармонично соединиться с новой, буржуазно-деловой жизнью. Все герои романа – жертвы этой несовместимости. «Веку», эпохе адресована горькая ирония автора в финале романа.

Задания по романам Гончарова