Идиот - малоумный, неосмысленный от рожденья, тупой, убогий, юродивый.
В.И. Даль, "Толковый словарь живого великорусского языка"
"Идиот" - наименее понятый современниками и наиболее раскритикованный роман Достоевского. Работа над романом началась в 1867 году, когда писатель поставил перед собой задачу подвести итог размышлениям о личности Иисуса Христа и о судьбе Его учения. Начав работу над произведением, Достоевский так определил его главную мысль: "...изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь". Задача действительно была трудновыполнимой, так как опыт мировой литературы свидетельствует, что любые попытки создать образ идеального героя оборачивались фальшью. Тем не менее, писатель признавал существование в мировой литературе по меньшей мере двух положительно прекрасных героев: это Иисус Христос и Дон Кихот. В черновиках романа главный герой именовался "князь Христос" и, подобно Дон Кихоту был смешным и величественным одновременно.
Князь Мышкин. Главный герой романа "Идиот" - носитель истины, в силу этого обстоятельства противостоящий другим персонажам. Одержимый своей правдой, герой обрекается на одиночество. Но это не одиночество эгоиста. Его способность сострадать поначалу озадачивает, вызывает у всех подозрительность и неверие, а потом становится для князя подлинным несчастьем, потому что в путанице и хаосе различных ситуаций он приходит к мысли, что «сострадание есть главный закон бытия», и отказаться от этой мысли уже не может. Глубинный конфликт романа состоит в том, что в окружении князя страдают все — не сострадает никто. Каждый жаждет участия и помощи, но помочь другому не умеет. Отталкиваясь от образа Сони Мармеладовой, Достоевский создаёт новый образ - 26-летнего князя Льва Николаевича Мышкина, вся жизнь которого состраданием и определяется. Но его сострадание, стремление исцелить чужие души приводит к драматическим, а иногда трагическим последствиям.
В образе искреннего и по-настоящему невинного человека Льва Мышкина немало автобиографических черт. Выросший в одиночестве и болезни, герой на собственном опыте познал отверженность и страдание, что и сформировало его чуткость ко всем несчастным людям. Он болен эпилепсией, но эта болезнь - результат избытка духовных сил.
Действие романа начинается в вагоне третьего класса, где "друг против друга" оказываются будущие друзья-антагонисты: князь Мышкин и Парфён Рогожин. Мышкин едет из Швейцарии, где он лечился от душевной болезни у доктора Шнейдера, и у князя нет ни денег, ни места, где можно было бы остановиться, хотя он знает, что в Петербурге у него есть родственники - семья Епанчиных. Открытость Мышкина вызывает ответную откровенность купца Рогожина, и он рассказывает историю своей страсти к Настасье Филипповне, бывшей содержанке Афанасия Тоцкого, - к той самой, которую впоследствии полюбит Мышкин.
Настасья Филипповна. Главную героиню романа вводит в роман Рогожин: его рассказ о вспыхнувшей страсти, о том, как "прожгла" его женская красота, как он был бит отцом за покупку Настасье Филипповне бриллиантовых подвесок, предвосхищает любовь к героине князя Мышкина. Эта очень разная любовь двух героев к одной женщине становится нервом сюжета.
Судьба Настасьи Филипповны складывается так, что её красота в буквальном смысле становится предметом торга, в котором участвуют Рогожин, Тоцкий, генерал Епанчин и Ганя Иволгин. И лишь князь Мышкин видит, что перед ним - страдающая душа.
Героиней движет «ненасытимое чувство презрения, совершенно выскочившее из мерки», связанное с тем, что когда-то Тоцкий совратил её в подротсковом возрасте, сделал её предметом своей "забавы". Тоцкий в петербургском окружении Настасьи Филипповны не один, но он богаче других, умнее и осторожнее. Генерал Епанчин и Ганя Иволгин — еще два участника интриги, которая ведётся вокруг женщины. На свой день рождения она собирает всех, кто хочет её купить. Генерал Епанчин, имея свои дальние планы, принёс ей роскошный жемчуг. Ганя Иволгин явился, зная, что ему продают женщину. И наконец, Настасья Филипповна ждёт Рогожина, который поднял ей цену с восемнадцати тысяч до ста. Все собравшиеся на этот невероятный день рождения преступают какую-то черту — совершают скверность или преодолевают желание её совершить. В момент отчаяния Настасья Филипповна вместо себя предлагает другой объект внимания — бросает в огонь пачку денег, принесённых Рогожиным, и искушает Ганю: «Вытащишь — твоя».
Когда-то Тоцкий удивлялся, как дёшево досталась ему эта «нежившая душа». Теперь эта душа оживает и подымает мятеж. В пламени этого мятежа все выглядят ничтожными. Все, кроме князя Мышкина. Он один, плохо разбираясь в происходящем, видит, что перед ним — живая, страдающая душа. «Вы страдали и из такого ада чистая вышли...» — это момент понимания, доступный лишь сверхпроницательному князю. При этом в Настасье Филипповне очень развито чувство стыда, но окружающие этого не понимают. Достоевский оставляет внутренний мир героини закрытым. Мы узнаём о нём только по тому, как судят эту женщину другие. Какие-то детали («точки», как говорил Достоевский) намекают на характер и на образ жизни героини. Например, лицо, каким его видит Мышкин на портрете, или постоянно повторяемые ею слова о том, что Рогожин её зарежет (первым про это сказал князь Мышкин, ещё не видя Н.Ф.). Или ещё подробность — роман Флобера «Мадам Бовари», который князь нашёл в её комнате.
Коасота Настасьи Филипповны — именно её красота становится предметом торга — никому в руки не даётся. На страсть Рогожина героиня не отвечает, хотя и понимает, что этот человек — единственный, кто любит её и ради неё пойдёт на всё. Она мечется от Рогожина к Мышкину, от Мышкина к Рогожину, придумывает для князя свою форму счастья, толкает его к Аглае и обещает Рогожину повенчаться, когда князь женится на Аглае. Ей нужно, чтобы в любви князя не было жертвенности, а было бы молодое и чистое счастье. Обострённым слухом она схватывает какие-то слова и интонации Мышкина, которые убеждают её в собственной правоте: да, конечно, он любит Аглаю. Но достаточно получасового свидания двух женщин, чтобы всякая надежда на мир распалась и рассеялась. Встреча эта написана Достоевским как поединок. Два его свидетеля — князь и Рогожин, а сражаются две женщины. У них всё разное — судьбы, социальное положение, даже ненависть. Аглая ненавидит соперницу, и это обычное женское чувство. Одна женщина — огромной внутренней силы, темперамента и опыта страданий. Другая — девчонка перед ней, очень живая и живучая. Идёт яростная борьба за князя. У Аглаи своя бессознательная цель — не пустить Н.Ф. туда, где уже принят князь, указать «беспутной» её место. А «беспутная» верит только в Мышкина, больше ей верить не во что. И от того, уйдёт ли князь вместе с Аглаей или останется, зависит всё.
Как сказал Достоевский в «Идиоте», «причины действий человеческих обыкновенно бесчисленно сложнее и разнообразнее, чем мы их всегда потом объясняем». И сам он под финал ограничивается «простым изложением событий», связанных с Настасьей Филипповной. Она бежала прямо на «нож» и знала это. Её панические слова о том, что нужно скрыться в Москве, в Орле, Рогожин прекращает ударом ножа — того самого ножа, которым была заложена книга «История России...».
Петербург в романе "Идиот". Действие романа "Идиот" происходит в Петербурге, но это уже не Петербург Раскольникова, а всеми узнаваемая столица России: Варшавский вокзал, Литейная и Гороховая улицы, Петроградская сторона, Павловск... Это город-зеркало, искажённо отражающий европейскую цивилизацию. Несмотря на то что события разворачиваются в большом городе, писатель так спрессовывает пространство Петербурга, что там постоянно происходят случайные встречи, случайные совпадения, и вообще возникает ощущение, что все люди друг с другом знакомы и тесно связаны. Собственно, события в романе выстроены в соответствии с логикой поступков героев: каждый персонаж раскрывается перед читателем в острой драматической ситуации. Ход событий определяется рядом случайностей, которые ведут к неминуемой катастрофе.
Катастрофичность заложена уже в характерах центральных героев: Мышкин, Рогожин и Настасья Филипповна страдают резкой раздвоенностью личности, что и приводит к психической подвижности персонажей. Двоится и структура романа: два тома, в каждом из которых по две части. Князь Мышкин, в имени и фамилии которого читается раздвоенность, сочетание беззащитности и величия, живёт в двух странах - Швейцарии и России, любит одновременно двух женщин - Аглаю Епанчину и Настасью Филипповну. При этом ни в одной из стран не чувствует себя гармонично, ни с одной из женщин не может быть счастлив. Двойственно сознание Рогожина, который, страстно желая убить Мышкина, вдруг предлагает ему стать "братьями во Христе". Безумно любя Настасью Филипповну, он убивает её, и лишь тогда обретает цельность и спокойствие. Настасья Филипповна, желая быть счастливой, подсознательно ищет спасения в смерти, потому и приходит к Рогожину, зная, что тот убьёт её. Князь Мышкин, проведя ночь вместе с Рогожиным у тела убитой Настасьи Филипповны, снова сходит с ума и вновь оказывается на лечении в Швейцарии.
Поделиться с друзьями: