Задания по произведениям А.П. Чехова
Драматические произведения (пьесы) | Повести | Некоторые рассказы |
|
|
|
...в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи.
Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене.
А.П. Чехов
Антон Павлович Чехов - самый известный врач среди писателей и самый известный писатель среди врачей. Прозаик и драматург мирового масштаба, чьи произведения переведены более чем на сто языков. Без Чехова невозможно себе представить драматургию ХХ века и в целом современный театр. Его творческое наследие представляют 17 пьес, 18 повестей и 574 рассказа, а также документальная книга "Остров Сахалин".
Чехов родился 29 января 1860 года в южном российском городе Таганроге (ныне Ростовская область).
Его отец Павел Егорович (1825-1898) был мелким купцом, а дед - крепостным в Воронежской губернии, сумевшим выкупить себя и свою семью в 1841 году у помещика Черткова, после чего был приписан к сословию мещан. Мать - Евгения Яковлевна Морозова (1835-1919). Всего в семье было 5 сыновей и дочь. Старший брат Александр Павлович тоже стал писателем, но известен под псевдонимом Седой. Младший брат Михаил Павлович стал писателем, театральным критиком и первым биографом Антона Павловича. Племянник (сын Александра Павловича) Михаил Александрович Чехов - всемирно известный российско-американский актёр, режиссёр и театральный педагог.
Антон Павлович учился в таганрогской мужской гимназии (старейшей в России - основана в 1806 году, т.е. на пять лет раньше Царскосельского лицея), где проявил склонность к сочинительству. Именно тогда он взял в качестве литературного псевдонима фамилию "Чехонте" - именно так на французский манер называл его учитель Фёдор Платонович Покровский. Учителем математики у Чехова был Эдмунд Дзержинский, отец основателя ВЧК.
С 1879 по 1884 учился на медицинском факультете Московского университета, где среди его преподавтелей был и знаменитый врач Николай Склифосовский. В этом же году брат писателя Иван получил место учителя и большую квартиру в подмосковном городе Истра (тогда Воскресенск). Туда на лето приезжал и сам Антон Павлович, там же начал свою медицинскую практику.
Будучи студентом первого курса, отправил в юмористический журнал "Стрекоза" свой рассказ "Письмо к учёному соседу" - это был его дебют в печати. До 1886 года писал преимущественно короткие рассказы (миниатюры), печатавшиеся в нескольких журналах, что вызвало неодобрительный отзыв писателя Дмитрия Григоровича, полагавшего, что Чехов тратит свой талант на мелочи (впрочем, литературовед Д.В. Драгунский считает, что "живой классик Григорович втискивал юное дарование в классические рамки", да и сам писатель впоследствии отмечал, что ослушался Григоровича не зря).
Повесть в редком для 19 века жанре детектива Чехов пишет в 1884 году - это "Драма на охоте", где любовная интрига, соперничество из-за юной девушки приводят к загадочному двойному убийству. На основе сюжета драмы был снят известный советский фильм "Мой ласковый и нежный зверь".
В 1887 году, совершив путешествие по Крыму и Кавказу, Чехов написал своё первое крупное произведение серьёзного содержания - повесть "Степь", а также пьесу "Иванов", вызвавшую противоречивые оценки критиков. Уже в следующем году получил первую престижную литературную награду - Пушкинскую премию с формулировкой: "...рассказы г. Чехова, хотя и не вполне удовлетворяют требованиям высшей художественной критики, представляют однако же выдающееся явление в нашей современной беллетристической литературе".
В 1890 году писатель отправляется на остров Сахалин и проезжает через всю Россию. На острове он встретился с ссыльными и провёл перепись населения. Результатом поездки стала написанная в 1895 году документальная книга "Остров Сахалин".
После возвращения из поездки Чехов живёт в Москве, где работает, в частности, над повестью "Палата №6", герой которой, главный врач психиатрической больницы Андрей Ефимович Рагин, сначала пытается понять, чем живут его пациенты, из-за чего власти интересуются умственными способностями Рагина. Неприятности порождают сначала равнодушие доктора к собственной судьбе, а затем и психическую болезнь. Он сам становится пациентом палаты №6 и понимает, что из этой палаты ему уже никогда не выбраться.
Одновременно Чехов приобретает имение в подмосковном селе Мелихово и участок земли в Ялте, где строит дом - "белую дачу". Это связано с тем, что писателю рекомендован южный климат по состоянию здоровья.
Константин Сергеевич Станиславский
Чехов поделился со мной планом пьесы без героя. Пьеса должна была быть в четырёх действиях.
В течение трёх действий героя ждут, о нём говорят. Он то едет, то не едет.
А в четвёртом действии, когда всё уже приготовлено для встречи, приходит телеграмма о том, что он умер.
План этот очень характерен для Чехова.
А.Л. Вишневский, актёр Московского художественного театра
В 1890-е годы Чехов занимается преимущественно драматургией. Его цель - выступить в театре с новаторской пьесой.Такой пьесой становится комедия "Чайка", постановка которой в 1896 году в Александринском театре Петербурга с треском проваливается. Причина провала заключалась не в бездарности автора, а в том, что актёры, воспитанные в традициях театра Островского, не сумели сыграть сложнейшую психологическую драму с неявно выраженным конфликтом и многочисленными напряжёнными паузами. У трагедии Нины Заречной и Треплева нет чётко осознаваемых причин: это результат нескладности жизни в целом. Неожиданностью оказалось и самоубийство главного героя в финале, хотя это резко противоречит жанровой природе комедии.
Писатель был готов навсегда отказаться от работы в области драматургии, если бы не познакомился с молодыми режиссёрами Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. Они открывали новый театр - Московский художественный (ныне МХАТ), и первым их спектаклем стала именно чеховская "Чайка". Спектакль имел оглушительный успех, в память о котором и по сей день изображение чайки украшает занавес МХАТа, а театральный сезон всегда открывается постановкой этого спектакля.
Владимир Иванович Немирович-Данченко
Вдохновлённый удачей, Чехов создаёт ещё три драматических шедевра: "Дядя Ваня", "Три сестры" и "Вишнёвый сад". Все 4 пьесы (включая "Чайку") с лёгкой руки Станиславского и Немировича-Данченко разошлись по миру, будучи переведёнными более чем на сто языков, и радикально изменили представления о возможностях драматургии.
Комедия "Вишнёвый сад" (1903)
"Вишнёвый сад" становится чеховским завещанием, его последней пьесой. Огромное впечатление рукописный вариант пьесы произвёл на Станиславского: "Потрясён, не могу опомниться. Считаю пьесу лучшей из всего прекрасного, Вами написанного. Чувствую, ценю каждое слово", - говорилось в отправленной 20 октября 1903 года телеграмме. Впрочем, у главных писателей чеховской эпохи - Горького и Короленко - "Вишнёвый сад" вызвал скептическое отношение. Однако во многом именно благодаря этой комедии Чехов - самый известный в мире драматург после Шекспира.
В пьесе - великолепный срез современного Чехову общества, в котором представлены три группы:
1) прежние хозяева сада - безалаберные, беспомощные разоряющиеся дворяне, представленные Раневской и Гаевым;
2) класс предпринимателей, новых хозяев не только сада, но и российской жизни - это Ермолай Лопахин, сын бывшего крепостного Раневской;
3) молодёжь, умело рассуждающая о новой жизни, но тоже ни к чему не способная, кроме разговоров - это Петя Трофимов.
И огромная масса несчастных людей, живущих "нескладной жизнью", которых ситуация "спасения" и продажи имения собирает под одной крышей. Имение продано, сад вырубается, дом подлежит сносу. Это конец дворянско-помещичьей России. Формальное торжество - за Лопахиным, то есть за классом людей, для которых вся жизнь сводится к умению всё превращать в доход. Таков социальный аспект пьесы.
Однако художественная ценность, драматургическая гениальность пьесы не в этом. Если присмотреться, мы заметим, что ни один персонаж не соответствует привычным социальным амплуа - все герои выпадают из ожидаемых ролей.
Любовь Раневская и Леонид Гаев, например, вовсе не похожи на помещиков Гоголя или Салтыкова-Щедрина. Петя Трофимов обвиняет Любовь Андреевну во "владении живыми душами", однако в действительности Раневская давно никем и ничем не владеет, даже собственными чувствами, а Гаев способен только разговаривать со шкафом и играть в воображаемый бильярд. Раневская и Гаев - добрые, мягкие люди, которые уж точно не виновны в тех грехах крепостничества, которые приписывает им Петя Трофимов. Мышление Раневской и Гаева застряло в прошлом, и иллюзорность этого прошлого они осознать не способны.
Петя Трофимов на первый взгляд напоминает героя-резонёра: он произносит длинные монологи, содержание которых с идейной точки зрения безупречно. Но и облик этого персонажа, и его образ жизни входят в противоречие с его пламенными речами. Трофимову верит только Аня, остальные же в лучшем случае относятся к Пете с иронией. Инфантильность, идейная наивность и прекраснодушие Пети - неотъемлемая часть русской жизни.
Купец Ермолай Лопахин резко отличается от купцов Островского (Дикого, Кнурова) - это человек с тонкой душой, склонный к рефлексии. При этом в нём нет самомнения или стремления к прожиганию жизни, он крайне самокритичен, называет себя "мужиком", одетым в дорогой костюм. Это единственный герой "Вишнёвого сада", чья перспектива чувств обращена в настоящее: он сумел приспособиться к неустойчивой переходной эпохе. Он встаёт в пятом часу утра, работает с утра до вечера, его богатство - заслуженная награда за труд. Лопахин готов помочь другим, но его помощь отвергается. Он предлагает деньги Пете Трофимову, он пытается спасти имение Раневской. Но именно в этой точке и завязывается конфликт - не социальный, а психологический. Лопахин не способен понять чувств Раневской и Гаева. Его проект спасения от разорения в глазах Раневской выглядит как самоубийство: не случайно она предлагает продать её вместе с садом. Дачные участки на месте дворянского имения - это пошлость, с точки зрения Любови Андреевны. Мысль о сносе дома и о вырубке сада равносильна саморазрушению. Лопахин - единственный человек, осознающий, что вишнёвый сад приговорён к вырубке, что избежать этого не удатстся.
Иными словами, в "Вишнёвом саде" нет социального столкновения, а есть сосуществование живых людей, наделённых психологической индивидуальностью, которая не имеет прочной связи с их социальными масками. Мир существует независимо от воли отдельных людей. Сад обречён, и с этим ничего нельзя сделать. Не будет Лопахина - придёт Дериганов.
В пьесе Чехова нет главных или второстепенных лиц. Каждый персонаж хотя бы на несколько мгновений становится центральным. Это связано с тем, что в "Вишнёвом саде" нет ярко выраженного внешнего конфликта. Фабула комедии проста: Раневская приезжает из Парижа - Лопахин сообщает о назначении торгов - поиск выхода и размышления о судьбе имения - продажа - отъезд. Однако по-настоящему драматичные события происходят внутри каждого персонажа, причём несчастье повторяется в их речи как лейтмотив: Раневская трижды говорит о телеграммах из Парижа, Гаев вспоминает детство и катает воображаемые шары, Епиходов жалуется на жизнь, Пищик лихорадочно ищет деньги, Шарлотта и Лопахин вспоминают о детстве. Общий знаменатель этих внутренних конфликтов - мысль об ускользающей жизни, об утратах, о "беспощадно уходящем времени", по выражению критика М. Каллаш.
Особенности чеховской драматургии.
1. Пьесы Чехова – это интеллектуальные драмы, в которых действие стремится к нулю, читателю предлагается не прочитать или посмотреть пьесу, а разгадать её. Событие, которое обещает быть главным, на самом деле таковым не является.
В "Чайке" Треплев кончает самоубийством, но этот выстрел ничего не изменит в жизни Тригорина и даже в жизни матери Треплева - Аркадиной.
В "Вишнёвом саде" как бы главное событие - продажа имения, но на самом деле судьба сада никого всерьёз не волнует: всё, что связано с продажей сада, не вызывает у персонажей ни активного действия, ни противодействия. Продан сад или нет - не важно: всё равно все останутся несчастными.
События у Чехова словно постоянно откладываются или происходят где-то за сценой. Источником драматической напряжённости становится ожидание события. Тем сильнее эффект воздействия на зрителя: вот-вот что-то случится, но не случается.
2. У Чехова нет развёртывания сюжета вокруг главного героя и, как следствие, нет общего конфликта, т.к. у каждого персонажа – своя внутренняя драма, свой собственный конфликт с действительностью. Внешний конфликт пьесы – только способ обнажить внутренние конфликты самих персонажей. Действие строится так, что всё время какой-то один персонаж на миг всецело овладевает вниманием читателя и зрителя: Как будто луч прожектора освещает не одного главного исполнителя, а скользит по всему пространству сцены, выхватывая то одного, то другого.
3. Героев Чехова сложно назвать действующими лицами: они не действуют, а переживают, не живут, а тоскуют по жизни. Персонажи много размышляют, говорят, причём часто говорят правильные вещи, но почти ничего не делают. Три сестры в одноимённой пьесе мечтают уехать в Москву, тоскуют по ней, бредят ею. Но не уезжают. Дядя Ваня бунтует против профессора Серебрякова, стреляет в него, но промахивается. Доктор Астров влюблён в жену Серебрякова Елену Андреевну, и она тоже увлечена им, но последствий всё это не имеет. Все уезжают, все несчастны, всё остаётся по-прежнему.
4. Тональность всех чеховских пьес – минорная. Все герои Чехова – несчастливые люди, безуспешно пытающиеся вырваться из реальности, убежать от самих себя. Поэтому герои нередко собираются в дорогу, куда-то уезжают или стремятся уехать.
Жена Андрея Прозорова в«Трёх сёстрах» прибрала к рукам и мужа, и весь дом (чужой дом, кстати). Сестёр это возмущает, но жена Андрея приобретает всё большее влияние в доме. Андрей исповедуется сёстрам в своём несчастье, в разочаровании в жене… А через некоторое время покорный Андрей выходит на прогулку с коляской.
Чеховские пьесы говорят о трагических неудачах, бедах, нелепице в судьбах героев, о разладе мечты и будничной жизни. Но рассказано о всех этих «несовпадениях» в драматическом повествовании, где всё соподчинено и соразмерено, всё совпадает и перекликается друг с другом.
5. Диалоги персонажей у Чехова иллюзорны: каждый говорит о своём, никто никого не слушает и не слышит (антидиалог). Чехов отказывается от такого разговора героев, в котором ощущается их тесный и непосредственный контакт. Диалог его персонажей часто строится как вопросы и неответы, признания без отклика. Суть чеховского диалога прежде всего не в том, что говорят герои, а в том, как на их слова отвечают, а точнее - не отвечают. Иными словами, все существо тут – в «несоответствии ответов».
6. Слова в пьесах Чехова не несут основной смысловой нагрузки. Подтекст пьес выражен в так называемых «подводных течениях»: паузах, недоговорённостях, звуках за сценой.
В 1900 году у писателя обостряется туберкулёз, в связи с чем он постоянно живёт в Ялте, лишь изредка приезжая в Москву. В 1901 году Чехов женился на актрисе художественного театра Ольге Книппер, которой суждено было пережить мужа на 55 лет. Болезнь резко обострилась, и писатель уехал в Германию (Баденвайлер), где и скончался 15 июля 1904 года, а через неделю был похоронен на Новодевичьем кладбище. В память о писателе открыто 12 музеев и около 2000 улиц во всём мире носят его имя.
Поделиться с друзьями: