М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Антон Павлович Чехов (1860-1904)

Задания по произведениям А.П. Чехова

Драматические произведения (пьесы) Повести Некоторые рассказы
  1. 1878 "Безотцовщина"
  2. 1884 "На большой дороге"
  3. 1886 "О вреде табака"
  4. 1886 "Лебединая песня"
  5. 1887 "Иванов"
  6. 1888 "Медведь"
  7. 1889 "Предложение"
  8. 1889 "Трагик поневоле"
  9. 1889 "Свадьба"
  10. 1889 "Леший"
  11. 1889 "Татьяна Репина"
  12. 1890 "Ночь перед судом"
  13. 1891 "Юбилей"
  14. 1896 "Чайка"
  15. 1896 "Дядя Ваня"
  16. 1900 "Три сестры"
  17. 1903 "Вишнёвый сад"
  1. 1882 "Ненужная победа"
  2. 1882 "Живой товар"
  3. 1882 "Цветы запоздалые"
  4. 1884 "Драма на охоте (Истинное происшествие)"
  5. 1888 "Степь"
  6. 1888 "Огни"
  7. 1888 "Именины"
  8. 1889 "Скучная история"
  9. 1891 "Дуэль"
  10. 1891 "Жена"
  11. 1892 "Палата № 6"
  12. 1893 "Рассказ неизвестного человека"
  13. 1894 "Чёрный монах"
  14. 1894 "Бабье царство"
  15. 1895 "Три года"
  16. 1896 "Моя жизнь"
  17. 1897 "Мужики"
  18. 1899 "В овраге"
  1. "Письмо к учёному соседу" (1880)
  2. "Он и она" (1882)
  3. "Кривое зеркало" (1882)
  4. "Женщина без предрассудков" (1883)
  5. "Размазня" (1883)
  6. "Торжество победителя" (1883)
  7. "Смерть чиновника" (1883)
  8. "Злой мальчик" (1883)
  9. "Толстый и тонкий" (1883)
  10. "Репетитор" (1884)
  11. "Жалобная книга" (1884)
  12. "Хирургия" (1884)
  13. "Хамелеон" (1884)
  14. "Оба лучше" (1885)
  15. "Лошадиная фамилия" (1885) 
  16. "Злоумышленник" (1885)
  17. "Унтер Пришибеев" (1885)
  18. "Руководство для желающих жениться. Секретно" (1885)
  19. "Тоска" (1886) 
  20. "Мальчики" (1887)
  21. "Каштанка" (1887)
  22. "Спать хочется" (1888)
  23. "Пари" (1888)
  24. "Попрыгунья" (1892)
  25. "Володя большой и Володя маленький" (1893)
  26. "Скрипка Ротшильда" (1894)
  27. "Студент" (1894)
  28. "Анна на шее" (1895)
  29. "Дом с мезонином" (1896)
  30. "Ионыч" (1898)
  31. "Человек в футляре" (1898)
  32. "Крыжовник" (1898)
  33. "О любви" (1898)
  34. "Душечка" (1898)
  35. "Дама с собачкой" (1899)
  36. "Невеста" (1903)
...в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. 
Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. 
А.П. Чехов

Антон Павлович Чехов - самый известный врач среди писателей и самый известный писатель среди врачей. Прозаик и драматург мирового масштаба, чьи произведения переведены более чем на сто языков. Без Чехова невозможно себе представить драматургию ХХ века и в целом современный театр.  Его творческое наследие представляют 17 пьес, 18 повестей и 574 рассказа, а также документальная книга "Остров Сахалин".

Чехов родился 29 января 1860 года в южном российском городе Таганроге (ныне Ростовская область).

Его отец Павел Егорович (1825-1898) был мелким купцом, а дед - крепостным в Воронежской губернии, сумевшим выкупить себя и свою семью в 1841 году у помещика Черткова, после чего был приписан к сословию мещан. Мать - Евгения Яковлевна Морозова (1835-1919). Всего в семье было 5 сыновей и дочь. Старший брат Александр Павлович тоже стал писателем, но известен под псевдонимом Седой. Младший брат Михаил Павлович стал писателем, театральным критиком и первым биографом Антона Павловича. Племянник (сын Александра Павловича) Михаил Александрович Чехов - всемирно известный российско-американский актёр, режиссёр и театральный педагог. 

Антон Павлович учился в таганрогской мужской гимназии (старейшей в России - основана в 1806 году, т.е. на пять лет раньше Царскосельского лицея), где проявил склонность к сочинительству. Именно тогда он взял в качестве литературного псевдонима фамилию "Чехонте" - именно так на французский манер называл его учитель Фёдор Платонович Покровский. Учителем математики у Чехова был Эдмунд Дзержинский, отец основателя ВЧК. 

С 1879 по 1884 учился на медицинском факультете Московского университета, где среди его преподавтелей был и знаменитый врач Николай Склифосовский. В этом же году брат писателя Иван получил место учителя и большую квартиру в подмосковном городе Истра (тогда Воскресенск). Туда на лето приезжал и сам Антон Павлович, там же начал свою медицинскую практику. 

Будучи студентом первого курса, отправил в юмористический журнал "Стрекоза" свой рассказ "Письмо к учёному соседу" - это был его дебют в печати. До 1886 года писал преимущественно короткие рассказы (миниатюры), печатавшиеся в нескольких журналах, что вызвало неодобрительный отзыв писателя Дмитрия Григоровича, полагавшего, что Чехов тратит свой талант на мелочи (впрочем, литературовед Д.В. Драгунский считает, что "живой классик Григорович втискивал юное дарование в классические рамки", да и сам писатель впоследствии отмечал, что ослушался Григоровича не зря).

Повесть в редком для 19 века жанре детектива Чехов пишет в 1884 году - это "Драма на охоте", где любовная интрига, соперничество из-за юной девушки приводят к загадочному двойному убийству. На основе сюжета драмы был снят известный советский фильм "Мой ласковый и нежный зверь". 

В 1887 году, совершив путешествие по Крыму и Кавказу, Чехов написал своё первое крупное произведение серьёзного содержания - повесть "Степь", а также пьесу "Иванов", вызвавшую противоречивые оценки критиков. Уже в следующем году получил первую престижную литературную награду - Пушкинскую премию с формулировкой: "...рассказы г. Чехова, хотя и не вполне удовлетворяют требованиям высшей художественной критики, представляют однако же выдающееся явление в нашей современной беллетристической литературе". 

В 1890 году писатель отправляется на остров Сахалин и проезжает через всю Россию. На острове он встретился с ссыльными и провёл перепись населения. Результатом поездки стала написанная в 1895 году документальная книга "Остров Сахалин".

После возвращения из поездки Чехов живёт в Москве, где работает, в частности, над повестью "Палата №6", герой которой, главный врач психиатрической больницы Андрей Ефимович Рагин, сначала пытается понять, чем живут его пациенты, из-за чего власти интересуются умственными способностями Рагина. Неприятности порождают сначала равнодушие доктора к собственной судьбе, а затем и психическую болезнь. Он сам становится пациентом палаты №6 и понимает, что из этой палаты ему уже никогда не выбраться.  

Одновременно Чехов приобретает имение в подмосковном селе Мелихово и участок земли в Ялте, где строит дом - "белую дачу". Это связано с тем, что писателю рекомендован южный климат по состоянию здоровья. 

 Константин Сергеевич Станиславский

Чехов поделился со мной планом пьесы без героя. Пьеса должна была быть в четырёх действиях. 
В течение трёх действий героя ждут, о нём говорят. Он то едет, то не едет.
А в четвёртом действии, когда всё уже приготовлено для встречи, приходит телеграмма о том, что он умер.
План этот очень характерен для Чехова.
А.Л. Вишневский, актёр Московского художественного театра

В 1890-е годы Чехов занимается преимущественно драматургией. Его цель - выступить в театре с новаторской пьесой.Такой пьесой становится комедия "Чайка", постановка которой в 1896 году в Александринском театре Петербурга с треском проваливается. Причина провала заключалась не в бездарности автора, а в том, что актёры, воспитанные в традициях театра Островского, не сумели сыграть сложнейшую психологическую драму с неявно выраженным конфликтом и многочисленными напряжёнными паузами. У трагедии Нины Заречной и Треплева нет чётко осознаваемых причин: это результат нескладности жизни в целом. Неожиданностью оказалось и самоубийство главного героя в финале, хотя это резко противоречит жанровой природе комедии. 

Писатель был готов навсегда отказаться от работы в области драматургии, если бы не познакомился с молодыми режиссёрами Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. Они открывали новый театр - Московский художественный (ныне МХАТ), и первым их спектаклем стала именно чеховская "Чайка". Спектакль имел оглушительный успех, в память о котором и по сей день изображение чайки украшает занавес МХАТа, а театральный сезон всегда открывается постановкой этого спектакля. 

 Владимир Иванович Немирович-Данченко

Вдохновлённый удачей, Чехов создаёт ещё три драматических шедевра: "Дядя Ваня", "Три сестры" и "Вишнёвый сад". Все 4 пьесы (включая "Чайку") с лёгкой руки Станиславского и Немировича-Данченко разошлись по миру, будучи переведёнными более чем на сто языков, и радикально изменили представления о возможностях драматургии. 

Комедия "Вишнёвый сад" (1903)

"Вишнёвый сад" становится чеховским завещанием, его последней пьесой. Огромное впечатление рукописный вариант пьесы произвёл на Станиславского: "Потрясён, не могу опомниться. Считаю пьесу лучшей из всего прекрасного, Вами написанного. Чувствую, ценю каждое слово", - говорилось в отправленной 20 октября 1903 года телеграмме. Впрочем, у главных писателей чеховской эпохи - Горького и Короленко - "Вишнёвый сад" вызвал скептическое отношение. Однако во многом именно благодаря этой комедии Чехов - самый известный в мире драматург после Шекспира

В пьесе - великолепный срез современного Чехову общества, в котором представлены три группы:

1) прежние хозяева сада - безалаберные, беспомощные разоряющиеся дворяне, представленные Раневской и Гаевым;

2) класс предпринимателей, новых хозяев не только сада, но и российской жизни - это Ермолай Лопахин, сын бывшего крепостного Раневской;

3) молодёжь, умело рассуждающая о новой жизни, но тоже ни к чему не способная, кроме разговоров - это Петя Трофимов.

И огромная масса несчастных людей, живущих "нескладной жизнью", которых ситуация "спасения" и продажи имения собирает под одной крышей. Имение продано, сад вырубается, дом подлежит сносу. Это конец дворянско-помещичьей России. Формальное торжество - за Лопахиным, то есть за классом людей, для которых вся жизнь сводится к умению всё превращать в доход. Таков социальный аспект пьесы. 

Однако художественная ценность, драматургическая гениальность пьесы не в этом. Если присмотреться, мы заметим, что ни один персонаж не соответствует привычным социальным амплуа - все герои выпадают из ожидаемых ролей.

Любовь Раневская и Леонид Гаев, например, вовсе не похожи на помещиков Гоголя или Салтыкова-Щедрина. Петя Трофимов обвиняет Любовь Андреевну во "владении живыми душами", однако в действительности Раневская давно никем и ничем не владеет, даже собственными чувствами, а Гаев способен только разговаривать со шкафом и играть в воображаемый бильярд. Раневская и Гаев - добрые, мягкие люди, которые уж точно не виновны в тех грехах крепостничества, которые приписывает им Петя Трофимов. Мышление Раневской и Гаева застряло в прошлом, и иллюзорность этого прошлого они осознать не способны. 

Петя Трофимов на первый взгляд напоминает героя-резонёра: он произносит длинные монологи, содержание которых с идейной точки зрения безупречно. Но и облик этого персонажа, и его образ жизни входят в противоречие с его пламенными речами. Трофимову верит только Аня, остальные же в лучшем случае относятся к Пете с иронией. Инфантильность, идейная наивность и прекраснодушие Пети - неотъемлемая часть русской жизни. 

Купец Ермолай Лопахин резко отличается от купцов Островского (Дикого, Кнурова) - это человек с тонкой душой, склонный к рефлексии. При этом в нём нет самомнения или стремления к прожиганию жизни, он крайне самокритичен, называет себя "мужиком", одетым в дорогой костюм. Это единственный герой "Вишнёвого сада", чья перспектива чувств обращена в настоящее: он сумел приспособиться к неустойчивой переходной эпохе. Он встаёт в пятом часу утра, работает с утра до вечера, его богатство - заслуженная награда за труд. Лопахин готов помочь другим, но его помощь отвергается. Он предлагает деньги Пете Трофимову, он пытается спасти имение Раневской. Но именно в этой точке и завязывается конфликт - не социальный, а психологический. Лопахин не способен понять чувств Раневской и Гаева. Его проект спасения от разорения в глазах Раневской выглядит как самоубийство: не случайно она предлагает продать её вместе с садом. Дачные участки на месте дворянского имения - это пошлость, с точки зрения Любови Андреевны. Мысль о сносе дома и о вырубке сада равносильна саморазрушению. Лопахин - единственный человек, осознающий, что вишнёвый сад приговорён к вырубке, что избежать этого не удатстся. 

Иными словами, в "Вишнёвом саде" нет социального столкновения, а есть сосуществование живых людей, наделённых психологической индивидуальностью, которая не имеет прочной связи с их социальными масками. Мир существует независимо от воли отдельных людей. Сад обречён, и с этим ничего нельзя сделать. Не будет Лопахина - придёт Дериганов. 

В пьесе Чехова нет главных или второстепенных лиц. Каждый персонаж хотя бы на несколько мгновений становится центральным. Это связано с тем, что в "Вишнёвом саде" нет ярко выраженного внешнего конфликта. Фабула комедии проста: Раневская приезжает из Парижа - Лопахин сообщает о назначении торгов - поиск выхода и размышления о судьбе имения - продажа - отъезд. Однако по-настоящему драматичные события происходят внутри каждого персонажа, причём несчастье повторяется в их речи как лейтмотив: Раневская трижды говорит о телеграммах из Парижа, Гаев вспоминает детство и катает воображаемые шары, Епиходов жалуется на жизнь, Пищик лихорадочно ищет деньги, Шарлотта и Лопахин вспоминают о детстве. Общий знаменатель этих внутренних конфликтов - мысль об ускользающей жизни, об утратах, о "беспощадно уходящем времени", по выражению критика М. Каллаш. 

Особенности чеховской драматургии.

1. Пьесы Чехова – это интеллектуальные драмы, в которых действие стремится к нулю, читателю предлагается не прочитать или посмотреть пьесу, а разгадать её. Событие, которое обещает быть главным, на самом деле таковым не является.

В "Чайке" Треплев кончает самоубийством, но этот выстрел ничего не изменит в жизни Тригорина и даже в жизни матери Треплева - Аркадиной.

В "Вишнёвом саде" как бы главное событие - продажа имения, но на самом деле судьба сада никого всерьёз не волнует: всё, что связано с продажей сада, не вызывает у персонажей ни активного действия, ни противодействия. Продан сад или нет - не важно: всё равно все останутся несчастными. 

События у Чехова словно постоянно откладываются или происходят где-то за сценой. Источником драматической напряжённости становится ожидание события. Тем сильнее эффект воздействия на зрителя: вот-вот что-то случится, но не случается. 

2. У Чехова нет развёртывания сюжета вокруг главного героя и, как следствие, нет общего конфликта, т.к. у каждого персонажа – своя внутренняя драма, свой собственный конфликт с действительностью. Внешний конфликт пьесы – только способ обнажить внутренние конфликты самих персонажей. Действие строится так, что всё время какой-то один персонаж на миг всецело овладевает вниманием читателя и зрителя: Как будто луч прожектора освещает не одного главного исполнителя, а скользит по всему пространству сцены, выхватывая то одного, то другого.

3. Героев Чехова сложно назвать действующими лицами: они не действуют, а переживают, не живут, а тоскуют по жизни. Персонажи много размышляют, говорят, причём часто говорят правильные вещи, но почти ничего не делают. Три сестры в одноимённой пьесе мечтают уехать в Москву, тоскуют по ней, бредят ею. Но не уезжают. Дядя Ваня бунтует против профессора Серебрякова, стреляет в него, но промахивается. Доктор Астров влюблён в жену Серебрякова Елену Андреевну, и она тоже увлечена им, но последствий всё это не имеет. Все уезжают, все несчастны, всё остаётся по-прежнему.

4. Тональность всех чеховских пьес – минорная. Все герои Чехова – несчастливые люди, безуспешно пытающиеся вырваться из реальности, убежать от самих себя. Поэтому герои нередко собираются в дорогу, куда-то уезжают или стремятся уехать.

Жена Андрея Прозорова в«Трёх сёстрах» прибрала к рукам и мужа, и весь дом (чужой дом, кстати). Сестёр это возмущает, но жена Андрея приобретает всё большее влияние в доме. Андрей исповедуется сёстрам в своём несчастье, в разочаровании в жене… А через некоторое время покорный Андрей выходит на прогулку с коляской.

Чеховские пьесы говорят о трагических неудачах, бедах, нелепице в судьбах героев, о разладе мечты и будничной жизни. Но рассказано о всех этих «несовпадениях» в драматическом повествовании, где всё соподчинено и соразмерено, всё совпадает и перекликается друг с другом.

5. Диалоги персонажей у Чехова иллюзорны: каждый говорит о своём, никто никого не слушает и не слышит (антидиалог). Чехов отказывается от такого разговора героев, в котором ощущается их тесный и непосредственный контакт. Диалог его персонажей часто строится как вопросы и неответы, признания без отклика. Суть чеховского диалога прежде всего не в том, что говорят герои, а в том, как на их слова отвечают, а точнее - не отвечают. Иными словами, все существо тут – в «несоответствии ответов».

6. Слова в пьесах Чехова не несут основной смысловой нагрузки. Подтекст пьес выражен в так называемых «подводных течениях»: паузах, недоговорённостях, звуках за сценой.

В 1900 году у писателя обостряется туберкулёз, в связи с чем он постоянно живёт в Ялте, лишь изредка приезжая в Москву. В 1901 году Чехов женился на актрисе художественного  театра Ольге Книппер, которой суждено было пережить мужа на 55 лет. Болезнь резко обострилась, и писатель уехал в Германию (Баденвайлер), где и скончался 15 июля 1904 года, а через неделю был похоронен на Новодевичьем кладбище. В память о писателе открыто 12 музеев и около 2000 улиц во всём мире носят его имя. 

    Режиссёр Никита Сергеевич Михалков - о творчестве Чехова (2024):

    "Поэтическую структуру творчества Чехова можно сравнить с айсбергом, подводная часть которого намного мощнее и глубже, чем то, что мы видим. А чеховская проза напоминает мне тропинку в траве. Её практически не видно, все подтексты, все смыслы потаённы, а ведь если приблизить глаза, окажется, что это очень ясные, причём и двойные, и тройные, и далее ветвящиеся смыслы, но они совершенно не видны извне и сразу. Только если мы подходим ближе и ступаем на тропинку, мы начинаем её физически чувствовать. Весь Чехов для меня - вот эта тропинка в шевелящемся под ветром поле". 

     

     

    Денис Драгунский. Соседи. Конспект о Чехове