М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)

 Жаль, что Грибоедов не оставил своих записок. Но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов.
А.С. Пушкин

 

Писатель, дипломат, переводчик, математик, правовед и композитор А.С. Грибоедов принадлежит к числу авторов одной книги. В Испании таким писателем был Мигель Сервантес, написавший роман "Дон Кихот", в Голландии - Эразм Роттердамский, известный как автор "Похвалы глупости", в США авторами единственной книги стали писательницы Маргарет Митчелл ("Унесённые ветром") и Харпер Ли ("Убить пересмешника"). Русский драматург Александр Грибоедов известен как автор комедии в стихах "Горе от ума", хотя строго говоря это не единственное его произведение. Тем не менее, пародийную комедию "Дмитрий Дрянской" или написанные в соавторстве с другими писателями водевили "Студент" и "Притворная неверность" по художественному уровню невозможно отнести к настоящей литературе. 

Год рождения Грибоедова точно не известен - иногда указывают 1790, 1793, 1794. Однако в документах зафиксирована дата рождения - 4 (15) января 1795 года.  Родился Грибоедов в Москве в семье секунд-майора Сергея Ивановича и Анастасии Фёдоровны. Примечательно, что оба родителя происходили из рода Грибоедовых, поэтому матери не пришлось в замужестве менять фамилию. Сам же род Грибоедовых имел польские корни: далёкий предок Ян Гржибовский переселился из Польши в Россию в начале 17 века. 

В детстве юный Грибоедов проявил незаурядные интеллектуальные способности: в шестилетнем возрасте он свободно владел тремя языками, а к двенадцати годам - девятью. В 13-летнем возрасте окончил словесное отделение Московского университета с присвоением звания кандидата словесных наук, после чего к 17-ти годам окончил ещё два факультета - физико-математический и правовой, получив таким образом три высших образования.

Участвовал в Отечественной войне 1812 года в составе гусарского полка, в котором прослужил до 1815 года. В возрасте 20 лет вышел в отставку и, приехав в Петербург, посвятил себя литературной деятельности. Служит губернским секретарём в Коллегии иностранных дел. Знакомится с А.С. Пушкиным и В.К. Кюхельбекером. В соавторстве с Павлом Катениным, Александром Шаховским и Андреем Жандром пишет несколько пародийных комедий. 

В 1817 году Грибоедов оказался участником четверной дуэли, то есть такого поединка, в котором после дуэлянтов обязаны стреляться их секунданты. Дуэль состоялась из-за известной балерины Авдотьи Истоминой. Дуэлянтами были Шереметев и Завадовский, секундантами соответственно - Якубович и Грибоедов. Во время дуэли Шереметев был смертельно ранен, и секунданты решили отложить свой поединок. Дуэль Грибоедова и будущего декабриста Александра Якубовича состоялась осенью 1818 года в Тифлисе (ныне Тбилиси). В результате дуэли Грибоедов был ранен в кисть левой руки. Из Тифлиса писатель уехал в Персию (ныне Иран) в качестве секретаря дипломатической миссии. 

Комедия "Горе от ума"

В Персии Грибоедов прослужил до 1821 года, затем по состоянию здоровья перевёлся в Грузию секретарём при генерале Ермолове. Здесь же были сделаны черновые наброски комедии "Горе от ума". С 1823 по 1825 гг. живёт в Москве и Петербурге, где общается с некоторыми декабристами (хотя не разделяет их взглядов) и завершает работу над главной своей комедией.

Именно комедия "Горе от ума" сделала Грибоедова классиком русской литературы. Не будь её, он остался бы в истории России лишь как дипломат. Традиционно считается, что замысел комедии "Горе от ума" возник в 1816 году во сне (о чём сам Грибоедов упоминал в одном из писем), а в 1824 она была завершена. Собственно текст комедии создавался с 1822 по 1824 годы. Первоначальным замыслом автора было сатирическое изображение быта и нравов московского дворянства. Комедия сначала называлась "Горе уму", затем "Горе и нет ума", и в окончательном варианте - "Горе от ума". 

Многим кажется более выразительным первоначальное заглавие комедии Грибоедова «Горе уму». В духе этого заглавия и интерпретируется идейный смысл произведения: умного Чацкого затравила фамусовская Москва. Но ведь логика при использовании фактов творческой истории произведения должна быть совершенно обратной: первоначальное заглавие было отброшено, значит, не подошло Грибоедову, показалось неудачным. Почему? — да, очевидно, именно из-за своей прямолинейности, резкости, не отражающей реальной диалектики взаимоотношений Чацкого и фамусовского общества. Именно эта диалектика хорошо передана в окончательном названии: горе не уму, а носителю ума, который сам ставит себя в ложное и смешное положение, меча, по выражению Пушкина, бисер перед Репетиловыми и проч.

Для своего времени комедия "Горе от ума" оказалась в высшей степени злободневным произведением. Центральные персонажи - московский барин Фамусов и молодой дворянин Чацкий - олицетворяют два лагеря, на которые разделилось российское общество после Отечественной войны, - консервативный и прогрессивный. Консерваторы были противниками любых общественных перемен; смысл жизни видели в приобретении чинов и богатства, а просвещение и образованность считали злом. Немногочисленные молодые дворяне придерживались противоположных взглядов, выступали противниками крепостного права, чинопочитания и преклонения перед богатством. Именно о таком столкновении "века нынешнего и века минувшего" говорит в одном из монологов Чацкий. 

Однако в комедии центральное место занимает не только социальный, но и любовный конфликт. Завязкой сюжета служит приезд Чацкого в дом Фамусова с целью жениться на его дочери Софье: молодые люди когда-то любили друг друга, но Чацкий внезапно уехал и, по словам Фамусова, "три года не писал двух слов и грянул вдруг как с облаков". Чацкий не собирался вступать в конфликт со своим потенциальным тестем, однако неожиданно обнаруживается, что в жизненных принципах Чацкого, планирующего жениться на Софье, и взглядах Фамусова есть непримиримое противоречие. Но не это тревожит Чацкого: Софья почему-то принимает его холодно, и, чтобы разгадать причину такого приёма, Чацкий на сутки задерживается в доме Фамусова, успевая перессориться практически со всеми гостями хозяина дома. 

Комедия написана как будто в духе классицизма (с элементами зарождавшегося в то время реализма): Грибоедов формально соблюдает правило трёх единств. Однако невозможно строго разделить персонажей на положительных и отрицательных, так как образы центральных героев - Чацкого, Фамусова, Софьи - в значительной степени противоречивы. К тому же в комедии более 60-ти внесценических персонажей, то есть героев, не присутствующих на сцене, но упоминаемых в репликах и монологах, а это существенно расширяет границы изображаемого. Сам Грибоедов говорил, что в его комедии "двадцать глупцов на одного здравомыслящего человека". Однако Чацкого, вступающего в борьбу с "фамусовским обществом", подстерегают унизительные интриги. Объявленный сумасшедшим, он уезжает из Москвы, и его борьба заканчивается ничем.

Некоторые исследователи считают, что в такой развязке сюжета содержится намёк на деятельность декабристов, вступивших в неравную борьбу с политической системой тогдашней России. Известна фраза Грибоедова: "Сто прапорщиков хотят перевернуть весь государственный быт России. Я им сказал, что они дураки". Таким образом,  отношение автора к своему герою можно считать двойственным. Споры вокруг образа Чацкого сводились и к вопросу о том, действительно ли умён главный герой комедии. В частности, А.С. Пушкин отказал Чацкому в уме, отметив, что главным признаком умного человека является умение видеть, с кем имеешь дело, в то время как Чацкий произносит свои пылкие обличительные монологи перед теми, кто в принципе не способен его понять. Однако бесспорно умным считали Чацкого писатели и критики И.А. Гончаров (статья "Мильон терзаний") и А.И. Герцен (статья "Ещё раз Базаров"): первый отметил, что Чацкий не только умнее других персонажей комедии, но и "положительно умён", а второй обнаружил сходство вольнолюбивых идей Чацкого со взглядами декабристов: это и критика крепостного права, и идея служения Родине, и уважительное отношение ко всему русскому. 

Дипломатическая деятельность и гибель Грибоедова

В 1825 году Грибоедов едет на Кавказ - через Киев и Крым. В Крыму у писателя возник замысел масштабного произведения о крещении Руси. В январе 1826 года, находясь в крепости Грозная (ныне город Грозный в Чеченской Республике РФ), был арестован по подозрению в связях с декабристами. Следствие продолжалось около полугода, но доказать вину Грибоедова не удалось, и он был освобождён в июне того же года и продолжил дипломатическую деятельность.

 Подписание Туркманчайского мирного договора

При участии Грибоедова был заключён выгодный для России Туркманчайский мирный договор в 1828 году, согласно которому России отходили ханства на территории современных Армении и Азербайджана, а Персия (Иран) обязывалась выплатить России контрибуцию в размере 20 миллионов рублей серебром.

Грибоедов с текстом договора приехал в Петербург, где был назначен министром-резидентом в Персии. По дороге в Персию задержался в Тифлисе, где женился на княжне Нине Чавчавадзе, с которой фактически прожил несколько недель, так как направлялся на службу в Тегеран. Именно там 30 января 1829 года толпа фанатиков-мусульман, подговорённых англичанами, напала на русское посольство, в результате которого были зверски убиты 37 человек, в том числе Грибоедов. Его тело было настолько обезображено, что его удалось опознать лишь по ранению кисти левой руки, полученному во время дуэли с Якубовичем. 

Грибоедов был похоронен в Тифлисе. На надгробии Нина Чавчавадзе установила памятник с надписью "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?". Памятники Грибоедову установлены также в Ереване, Петербурге и Москве.

 Памятник А.С. Грибоедову в Москве на Чистых прудах

 Задания по комедии "Горе от ума"