Величайшим созданием Карамзина был он сам, его жизнь, его одухотворённая личность.
Именно ею он оказал великое моральное воздействие на русскую литературу.
Ю.М. Лотман
Во второй половине 18 века в Европе возникает теория, согласно которой исправить человеческие нравы можно, если пробудить в людях чувствительность. Произведения стали цениться в зависимости от того, насколько они способны растрогать читателя, побудить его к совершению добродетельных поступков. Так в литературе зарождается новое направление, пришедшее на смену классицизму, - сентиментализм.
Название направления происходит от французского слова sentiment - "чувство". Приниципы сентиментализма таковы.
1) Если классицизм обращался к разуму читателя, то сентиментализм - к его чувствам.
2) Герой сентиментальной литературы - это не обобщённый, а предельно индивидуализированный образ, со своим уникальным внутренним миром.
3) Герой сентиментальной литературы - простолюдин, выходец из народа. Это обстоятельство делало его ближе массовому читателю.
4) В сентиментальной литературе, как и в музыке, важную роль играет эмоциональность. Ключевое значение в сентиментальных произведениях имеют пейзажи, настраивающие читателя на определённый эмоциональный лад и косвенно отражающие авторское отношение к событиям или героям, а также междометия, восклицания, риторические вопросы.
Важнейшим открытием сентиментализма стал психологизм - внимание к человеческому поведению, внутреннему состоянию, душевным проявлениям. Сентиментализм как направление быстро себя исчерпал, но психологизм, им заложенный, в литературе остался.
Преимущественные жанры сентиментальной литературы - элегия, послание, эпистолярный роман, любовная повесть, путевые заметки.
Ведущими писателями-сентименталистами на Западе были Сэмюэл Ричардсон, Жан-Жак Руссо, Лоренс Стерн. В России - Михаил Никитич Муравьёв, Николай Александрович Львов, Василий Васильевич Капнист, Иван Иванович Дмитриев, Николай Михайлович Карамзин.
Николай Михайлович Карамзин
Писатель-сентименталист и историограф Н.М. Карамзин родился 12 декабря 1766 года в имении отца под Симбирском (ныне Ульяновск). Далёким предком Карамзина был татарский хан Кара-Мурза. С двенадцати лет обучался в одном из московских пансионов, в 16 лет по настоянию отца поступил на военную службу в петербургский Преображенский полк, однако в 17 лет уже вышел в отставку и поселился в Москве, где познакомился с издателями-журналистами Николаем Новиковым и Алексеем Кутузовым. В содружестве с ними с 1784 года издавал литературный журнал "Детское чтение для сердца и разума".
В 1789 году продал имение и отправился в путешествие по Европе, по итогам которого написал сентиментальное произведение "Письма русского путешественника", принесшее ему славу как литератору. В июле 1790 года возвращается в Россию и начинает издавать собственный журнал "Московский вестник", где публикует среди прочих и свои произведения. В апреле 1792 года, когда был арестован его приятель и коллега Николай Новиков, написал "Оду к милости", адресованную Екатерине Второй. Императрица не казнила Новикова, но и не помиловала, приказав заключить того на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость, где провёл 4 года - до смерти Екатерины. Её сын и престолонаследник Павел Первый освободил Новикова сразу, как только взошёл на престол.
Орест Кипренский, "Бедная Лиза"
В 1792 году Карамзина ожидал огромный успех, связанный с публикацией повести "Бедная Лиза", поразившей современников историей трагической самозабвенной любви и коварного, хотя и непреднамеренного предательства. Повесть была опубликована в "Московском журнале", который издавался самим Карамзиным, а в 1796 году вышла отдельной книгой, став образцом русской сентиментальной литературы.
Печальные ноты вплетаются в повествование с первых же предложений повести, когда автор рисует реалистичный, но очень печальный подмосковный пейзаж. Лиза, чистая и честная девушка, становится жертвой собственных сильных чувств. Влюбляясь в дворянина Эраста, она предчувствует беду, но это лишь усиливает её любовь. Эраст - это герой, полный добрых намерений, желающий честных отношений с Лизой, всё в нём искренно, но непрочно. Его предательство становится причиной гибели Лизы и смерти от горя её матери.
Повесть оказалась новаторской не только из-за сюжета. Чтобы усилить воздействие на читателя, Карамзин, вопреки устоявшейся тогда традиции, обозначает конкретное место действия - события происходят в Москве, а не в каком-то условном городе. Детальное описание Симонова монастыря, Данилова монастыря, Воробьёвых гор создавало полное ощущение достоверности. Это подкреплялось и ссылкой автора на знакомство с героем повести, который якобы рассказал всю эту историю и даже показал Лизину могилу. Необычной оказалась и развязка сюжета: вместо утешительного финала и торжества добра над злом повесть завершается самоубийством героини и поздним раскаянием Эраста.
"Бедная Лиза" была написана под влиянием одного из популярнейших романов 18 века - "Страдания юного Вертера" ("Die Leiden des jungen Werther", 1774) Иоганна Вольфганга Гёте. Сюжет же повести Карамзина в дальнейшем был переосмыслен в повестях А.С. Пушкина "Станционный смотритель" и "Барышня-крестьянка" (1830).
Буква Ё
Карамзин - "изобретатель" буквы Ё в русском языке. В 1797 году он впервые использовал Ё в сборнике стихотворений "Аониды": буква использована в этом сборнике шесть раз. До 1797 года вместо Ё использовался диграф IO (ioж, ioлка). Этот диграф использовался неофициально: княгиня Е.Р. Дашкова на заседании Академии наук предложила утвердить обозначение IO на письме, но заместитель председателя Академии митрополит Гавриил отверг закрепление на письме произношение Ё как неграмотное и недопустимое. Кстати, среди противников буквы Ё были и такие видные учёные и писатели 18 века, как В.К. Тредиаковский и А.П. Сумароков.
"История государства Российского"
С 1803 года указом Александра Первого Карамзин назначен придворным историографом. Результатом его исторических занятий стала публикация 12-томной "Истории государства Российского", написанной в течение двадцати трёх лет на основании тщательнейшего изучения всех доступных исторических документов: летописей, государственных грамот, дипломатической переписки и архивных записей. Свой труд Карамзин посвятил императору Александру Первому, написав известную фразу в посвящении: "История народа принадлежит царю".
Поделиться с друзьями: