М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Образец варианта ЕГЭ по литературе 2024 года

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ВАРИАНТ 0124


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–3.

Обломову, среди ленивого лежанья в ленивых позах, среди тупой дремоты и среди вдохновенных порывов, на первом плане всегда грезилась женщина как жена и иногда — как любовница.
В мечтах пред ним носился образ высокой, стройной женщины, с покойно сложенными на груди руками, с тихим, но гордым взглядом, небрежно сидящей среди плющей в боскете, легко ступающей по ковру, по песку аллеи, с колеблющейся талией, с грациозно положенной на плечи головой, с задумчивым выражением — как идеал, как воплощение целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой.
Снилась она ему сначала вся в цветах, у алтаря, с длинным покрывалом, потом у изголовья супружеского ложа, с стыдливо опущенными глазами, наконец — матерью, среди группы детей.
Грезилась ему на губах её улыбка, не страстная, глаза, не влажные от желаний, а улыбка, симпатичная к нему, к мужу, и снисходительная ко всем другим; взгляд, благосклонный только к нему и стыдливый, даже строгий, к другим.
Он никогда не хотел видеть трепета в ней, слышать горячей мечты, внезапных слез, томления, изнеможения и потом бешеного перехода к радости. Не надо ни луны, ни грусти. Она не должна внезапно бледнеть, падать в обморок, испытывать потрясающие взрывы...
— У таких женщин любовники есть, — говорил он, — да и хлопот много: доктора, воды и пропасть разных причуд. Уснуть нельзя покойно!
А подле гордо-стыдливой, покойной подруги спит беззаботно человек. Он засыпает с уверенностью, проснувшись, встретить тот же кроткий, симпатичный взгляд. И чрез двадцать, тридцать лет на свой тёплый взгляд он встретил бы в глазах ее тот же кроткий, тихо мерцающий луч симпатии. И так до гробовой доски!
«Да не это ли — тайная цель всякого и всякой: найти в своем друге неизменную физиономию покоя, вечное и ровное течение чувства? Ведь это норма любви, и чуть что отступает от нее, изменяется, охлаждается, — мы страдаем: стало быть, мой идеал — общий идеал? — думал он. — Не есть ли это венец выработанности, выяснения взаимных отношений обоих полов?»
Давать страсти законный исход, указать порядок течения, как реке, для блага целого края — это общечеловеческая задача, это вершина прогресса, на которую лезут все эти Жорж Занды, да сбиваются в сторону. За решением её ведь уже нет ни измен, ни охлаждений, а вечно ровное биение покойно-счастливого сердца, следовательно вечно наполненная жизнь, вечный сок жизни, вечное нравственное здоровье.
Есть примеры такого блага, но редкие: на них указывают, как на феномен. Родиться, говорят, надо для этого. А бог знает, не воспитаться ли, не идти ли к этому сознательно?..
Страсть! Всё это хорошо в стихах да на сцене, где в плащах, с ножами, расхаживают актёры, а потом идут, и убитые и убийцы, вместе ужинать... Хорошо, если б и страсти так кончались, а то после них остаются дым, смрад, а счастья нет! Воспоминания — один только стыд и рвание волос.
Наконец, если и постигнет такое несчастие — страсть, так это всё равно, как случается попасть на избитую, гористую, несносную дорогу, по которой и лошади падают и седок изнемогает, а уж родное село в виду: не надо выпускать из глаз и скорей, скорей выбираться из опасного места... Да, страсть надо ограничить, задушить и утопить в женитьбе...
Он с ужасом побежал бы от женщины, если она вдруг прожжёт его глазами или сама застонет, упадёт к нему на плечо с закрытыми глазами, потом очнётся и обовьёт руками шею до удушья... Это фейерверк, взрыв бочонка с порохом; а потом что? Оглушение, ослепление и опалённые волосы!
Но посмотрим, что за женщина Ольга! (И. А. Гончаров, «Обломов»)

Ответом к заданиям 1–4 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1. Произведение «Обломов» написано в жанре _________________ , который чаще всего встречается в творчестве писателей, которым близок _________________ как литературное направление и метод.

2. К какому типу героя русской литературы относится Обломов?

3. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ
А. Андрей Штольц
Б. Илья Обломов
В. Ольга Ильинская
Г. Волков
Д. Тарантьев


ХАРАКТЕРИСТИКА

  1. певческий талант и искренность
  2. вымогатель и грубиян
  3. повеса, живущий балами и театрами
  4. энергичность и предприимчивость
  5. пародия на литератора
  6. лень, инертность

 

Выберите одно из заданий 4.1 ИЛИ 4.2 и дайте прямой связный ответ на вопрос с опорой на текст данного фрагмента. 

4.1 Противоречивы или логичны рассуждения Обломова о женщине?

4.2 Как вы понимаете фразу «страсть надо ограничить, задушить и утопить в женитьбе»?

Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст) и выполните задание 5. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво. 

5. Кому ещё из героев произведений русской литературы были бы близки мысли Обломова о женщине и в чём это произведение можно сопоставить с романом Гончарова «Обломов»?

 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 6–8.

Пушкину

Мечтая о могучем даре

Того, кто русской стал судьбой,

Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с собой.

 

Блондинистый, почти белесый,

В легендах ставший как туман,

О Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган.

 

Но эти милые забавы

Не затемнили образ твой,

И в бронзе выкованной славы

Трясёшь ты гордой головой.

 

А я стою, как пред причастьем,

И говорю в ответ тебе:

Я умер бы сейчас от счастья,

Сподобленный такой судьбе.

 

Но, обречённый на гоненье,

Ещё я долго буду петь...

Чтоб и моё степное пенье

Сумело бронзой прозвенеть.

(С. А. Есенин, 1924 г.)

 

Ответом к заданиям 6-8 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

6. К какому роду литературы относится данное стихотворение?
7. Из приведённого ниже перечня выберите названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. гипербола
  2. инверсия
  3. эпитет
  4. метафора
  5. сравнение

8. Каким размером написано стихотворение С.А. Есенина «Пушкину» (без указания количества стоп)?

Выберите ОДНО из заданий (9.1/9.2) и запишите выбранный номер в БЛАНКЕ ответов. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос объёмом 5-10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи. 

 

9.1. В чём смысл сопоставления в стихотворении Есенина собственной судьбы с судьбой Пушкина?
9.2 В чём необычность образа Пушкина в стихотворении Есенина?

10. В каком произведении русских поэтов звучит тема осмысления поэтом собственной творческой судьбы и в чём это произведение можно сопоставить со стихотворением Есенина «Пушкину»?

Выберите ОДНУ из тем 11.1-11.5, укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2
и напишите сочинение объёмом не менее 250 слов.
При объёме менее 200 слов сочинение оценивается нулём баллов по всем критериям.
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

 

11.1 Почему братья Кирсановы не принимают нигилистических идей Базарова?
11.2 Что позволяет отнести рассказ М.Горького «Старуха Изергиль» к романтической прозе?
11.3 Как в поэзии Б.Л. Пастернака раскрывается тема «очеловеченности» природы? (На основе не менее трёх стихотворений)
11.4 Взаимоотношения дворян и крестьян на примере произведения одного из писателей (Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин)
11.5 Ваши рекомендации художнику-иллюстратору романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»