ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ВАРИАНТ 0124
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–3.
Обломову, среди ленивого лежанья в ленивых позах, среди тупой дремоты и среди вдохновенных порывов, на первом плане всегда грезилась женщина как жена и иногда — как любовница.
В мечтах пред ним носился образ высокой, стройной женщины, с покойно сложенными на груди руками, с тихим, но гордым взглядом, небрежно сидящей среди плющей в боскете, легко ступающей по ковру, по песку аллеи, с колеблющейся талией, с грациозно положенной на плечи головой, с задумчивым выражением — как идеал, как воплощение целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой.
Снилась она ему сначала вся в цветах, у алтаря, с длинным покрывалом, потом у изголовья супружеского ложа, с стыдливо опущенными глазами, наконец — матерью, среди группы детей.
Грезилась ему на губах её улыбка, не страстная, глаза, не влажные от желаний, а улыбка, симпатичная к нему, к мужу, и снисходительная ко всем другим; взгляд, благосклонный только к нему и стыдливый, даже строгий, к другим.
Он никогда не хотел видеть трепета в ней, слышать горячей мечты, внезапных слез, томления, изнеможения и потом бешеного перехода к радости. Не надо ни луны, ни грусти. Она не должна внезапно бледнеть, падать в обморок, испытывать потрясающие взрывы...
— У таких женщин любовники есть, — говорил он, — да и хлопот много: доктора, воды и пропасть разных причуд. Уснуть нельзя покойно!
А подле гордо-стыдливой, покойной подруги спит беззаботно человек. Он засыпает с уверенностью, проснувшись, встретить тот же кроткий, симпатичный взгляд. И чрез двадцать, тридцать лет на свой тёплый взгляд он встретил бы в глазах ее тот же кроткий, тихо мерцающий луч симпатии. И так до гробовой доски!
«Да не это ли — тайная цель всякого и всякой: найти в своем друге неизменную физиономию покоя, вечное и ровное течение чувства? Ведь это норма любви, и чуть что отступает от нее, изменяется, охлаждается, — мы страдаем: стало быть, мой идеал — общий идеал? — думал он. — Не есть ли это венец выработанности, выяснения взаимных отношений обоих полов?»
Давать страсти законный исход, указать порядок течения, как реке, для блага целого края — это общечеловеческая задача, это вершина прогресса, на которую лезут все эти Жорж Занды, да сбиваются в сторону. За решением её ведь уже нет ни измен, ни охлаждений, а вечно ровное биение покойно-счастливого сердца, следовательно вечно наполненная жизнь, вечный сок жизни, вечное нравственное здоровье.
Есть примеры такого блага, но редкие: на них указывают, как на феномен. Родиться, говорят, надо для этого. А бог знает, не воспитаться ли, не идти ли к этому сознательно?..
Страсть! Всё это хорошо в стихах да на сцене, где в плащах, с ножами, расхаживают актёры, а потом идут, и убитые и убийцы, вместе ужинать... Хорошо, если б и страсти так кончались, а то после них остаются дым, смрад, а счастья нет! Воспоминания — один только стыд и рвание волос.
Наконец, если и постигнет такое несчастие — страсть, так это всё равно, как случается попасть на избитую, гористую, несносную дорогу, по которой и лошади падают и седок изнемогает, а уж родное село в виду: не надо выпускать из глаз и скорей, скорей выбираться из опасного места... Да, страсть надо ограничить, задушить и утопить в женитьбе...
Он с ужасом побежал бы от женщины, если она вдруг прожжёт его глазами или сама застонет, упадёт к нему на плечо с закрытыми глазами, потом очнётся и обовьёт руками шею до удушья... Это фейерверк, взрыв бочонка с порохом; а потом что? Оглушение, ослепление и опалённые волосы!
Но посмотрим, что за женщина Ольга! (И. А. Гончаров, «Обломов»)
Ответом к заданиям 1–4 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
1. Произведение «Обломов» написано в жанре _________________ , который чаще всего встречается в творчестве писателей, которым близок _________________ как литературное направление и метод.
2. К какому типу героя русской литературы относится Обломов?
3. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
А. Андрей Штольц
Б. Илья Обломов
В. Ольга Ильинская
Г. Волков
Д. Тарантьев
ХАРАКТЕРИСТИКА
- певческий талант и искренность
- вымогатель и грубиян
- повеса, живущий балами и театрами
- энергичность и предприимчивость
- пародия на литератора
- лень, инертность
Выберите одно из заданий 4.1 ИЛИ 4.2 и дайте прямой связный ответ на вопрос с опорой на текст данного фрагмента.
4.1 Противоречивы или логичны рассуждения Обломова о женщине?
4.2 Как вы понимаете фразу «страсть надо ограничить, задушить и утопить в женитьбе»?
Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст) и выполните задание 5. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5. Кому ещё из героев произведений русской литературы были бы близки мысли Обломова о женщине и в чём это произведение можно сопоставить с романом Гончарова «Обломов»?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 6–8.
Пушкину
Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.
Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.
Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясёшь ты гордой головой.
А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.
Но, обречённый на гоненье,
Ещё я долго буду петь...
Чтоб и моё степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
(С. А. Есенин, 1924 г.)
Ответом к заданиям 6-8 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.
Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
6. К какому роду литературы относится данное стихотворение?
7. Из приведённого ниже перечня выберите названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- гипербола
- инверсия
- эпитет
- метафора
- сравнение
8. Каким размером написано стихотворение С.А. Есенина «Пушкину» (без указания количества стоп)?
Выберите ОДНО из заданий (9.1/9.2) и запишите выбранный номер в БЛАНКЕ ответов. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос объёмом 5-10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи.
9.1. В чём смысл сопоставления в стихотворении Есенина собственной судьбы с судьбой Пушкина?
9.2 В чём необычность образа Пушкина в стихотворении Есенина?
10. В каком произведении русских поэтов звучит тема осмысления поэтом собственной творческой судьбы и в чём это произведение можно сопоставить со стихотворением Есенина «Пушкину»?
Выберите ОДНУ из тем 11.1-11.5, укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 и напишите сочинение объёмом не менее 250 слов. При объёме менее 200 слов сочинение оценивается нулём баллов по всем критериям. Раскройте тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.
11.1 Почему братья Кирсановы не принимают нигилистических идей Базарова?
11.2 Что позволяет отнести рассказ М.Горького «Старуха Изергиль» к романтической прозе?
11.3 Как в поэзии Б.Л. Пастернака раскрывается тема «очеловеченности» природы? (На основе не менее трёх стихотворений)
11.4 Взаимоотношения дворян и крестьян на примере произведения одного из писателей (Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин)
11.5 Ваши рекомендации художнику-иллюстратору романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»
Поделиться с друзьями: