М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

ОГЭ по литературе: критерии оценивания

ЗАДАНИЯ 1 и 3 (до 4 баллов)

К1 - понимание предложенного текста и привлечение его для аргументации

2 балла: на вопрос сформулирован прямой ответ, свидетельствующий о понимании предложенного текста; текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания образов, деталей, микротем, фрагментов; авторская позиция не искажена; фактические ошибки отсутствуют.

1 балл: на вопрос сформулирован прямой ответ, свидетельствующий о понимании предложенного текста; текст привлекается на уровне пересказа или общих рассуждений; авторская позиция не искажена; И/ИЛИ допущено не более одной фактической ошибки.

0 баллов: ответ не соотнесён с поставленной задачей; И/ИЛИ суждения не аргументированы текстом; И/ИЛИ авторская позиция искажена; И/ИЛИ допущены две или более фактических ошибок.

К2 - логичность, соблюдение речевых и грамматических норм

2 балла: отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки.

1 балл: суммарно допущено не более двух любых ошибок.

0 баллов: суммарно допущено более двух любых ошибок.

 

ЗАДАНИЕ 2 (до 5 баллов) 

К1 - соответствие ответа заданию и привлечение текста выбранного фрагмента для аргументации 

3 балла: ответ соответствует заданию; для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания образов, деталей, микротем, фрагментов; авторская позиция не искажена; фактические ошибки отсутствуют.

2 балла: ответ соответствует заданию; текст привлекается на уровне пересказа или общих рассуждений; авторская позиция не искажена; И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка.

1 балл: ответ соответствует заданию; суждения не аргументированы текстом, авторская позиция не искажена; И/ИЛИ допущены две фактические ошибки.

0 баллов: ответ не соответствует заданию при любом уровне привлечения текста; И/ИЛИ авторская позиция искажена; И/ИЛИ допущены три или более фактических ошибок.

К2 - логичность, соблюдение речевых и грамматических норм

2 балла: отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки.

1 балл: суммарно допущено не более двух любых ошибок.

0 баллов: суммарно допущено более двух любых ошибок.

 

ЗАДАНИЕ 4 (до 8 баллов) 

К1 - сопоставление двух произведений 

2 балла: произведения убедительно сопосавлены в заданном направлении анализа.

1 балл: произведения поверхностно, формально сопоставлены в заданном направлении анализа.

0 баллов: сопоставление не проведено. 

К2 - привлечение текстов произведений при сопоставлении для аргументации

4 балла: тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания образов, деталей, микротем, фрагментов; авторская позиция не искажена; фактические ошибки отсутствуют.  

3 балла: текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания образов, деталей, микротем, фрагментов, а текст другого - на уровне общих рассуждений или пересказа; авторская позиция не искажена; И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка.

2 балла: тексты двух произведений привлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений; авторская позиция не искажена; И/ИЛИ допущены две фактические ошибки.

1 балл: текст одного произведения привлекается на уровне анализа произведения, а текст другого не привлекается; авторская позиция не искажена; И/ИЛИ допущены три фактические ошибки.  

0 баллов: текст одного произведения привлекается на уровне пересказа или общих рассуждений, а текст другого произведения для сопоставления не привлекается; ИЛИ для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения; ИЛИ искажена авторская позиция одного или двух произведений; И/ИЛИ допущены четыре или более фактических ошибок.  

К3 - логичность, соблюдение речевых и грамматических норм

2 балла: отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки.

1 балл: суммарно допущено не более двух любых ошибок.

0 баллов: суммарно допущено более двух любых ошибок.

 

ЗАДАНИЕ 5 (до 16 баллов) 

К1 - соответствие сочинения теме и её раскрытие

3 балла: сочинение написано на заданную тему; тема раскрыта глубоко и многосторонне.

2 балла: сочинение написано на заданную тему; глубоко раскрыт только один из аспектов темы; ИЛИ тема раскрыта неглубоко, но многосторонне.

1 балл: сочинение написано на заданную тему, но тема понята упрощённо и раскрыта поверхностно.

0 баллов: тема не раскрыта; ИЛИ в сочинении менее 150 слов (далее по всем критериям - 0 баллов). 

К2 - привлечение текста для аргументации 

3 балла: для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания образов, деталей, микротем, фрагментов; авторская позиция не искажена; фактические ошибки отсутствуют. 

2 балла: для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания образов, деталей, микротем, фрагментов; авторская позиция не искажена; допущены одна-две фактические ошибки.  

1 балл: для аргументации текст привлекается на уровне пересказа или общих рассуждений; авторская позиция не искажена; И/ИЛИ допущены три фактические ошибки. 

0 баллов: суждения не аргументируются текстом; ИЛИ авторская позиция искажена; ИЛИ допущены 4 и более фактических ошибок. 

К3 - опора на теоретико-литературные понятия

2 балла: теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста в целях раскрытия темы; ошибки в использовании понятий отсутствуют.

1 балл: теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста в целях раскрытия темы; И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий.  

0 баллов: теоретико-литературные понятия не включены в сочинение; ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий. 

К4 - композиционная цельность и логичность

3 балла: сочинение характеризуется композиционной цельностью, смысловые части логически связаны. 

2 балла: сочинение характеризуется композиционной цельностью, смысловые части логически связаны, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности или необоснованные повторы.

1 балл: сочинение характеризуется композиционной цельностью, но есть смысловые нарушения между частями, ИЛИ мысль повторяется и не развивается.  

0 баллов: в сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые логические нарушения, затрудняющие понимание смысла сочинения. 

К5 - соблюдение речевых норм 

2 балла: допущено не более двух речевых ошибок.

1 балл: допущены три-четыре речевые ошибки. 

0 баллов: допущено пять или более речевых ошибок. 

К6 - соблюдение орфографических норм 

1 балл: допущено не более 4 ошибок.

0 баллов: допущено 5 и более ошибок. 

К7 - соблюдение пунктуационных норм 

1 балл: допущено не более 4 ошибок.

0 баллов: допущено 5 и более ошибок.  

К8 - соблюдение грамматических норм 

1 балл: допущено не более двух грамматических ошибок.

0 баллов: допущено три и более грамматических ошибок. 

Максимум за ОГЭ - 37 баллов 

 

Литература: шкала перевода баллов ОГЭ в оценку в 2025 году 

«2» 0-15 

«3» 16-23  

«4» 24-31 

«5» 32-37

Рекомендуемый минимальный первичный балл для отбора обучающихся в профильные классы для обучения по образовательным программам среднего общего образования - 27 баллов.