Критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом в 2024 году
=============================================================================
Оценка выполнения заданий 4.1/4.2, 9.1/9.2
Указание на объём 5-10 предложений условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и ответ дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и ответ дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
К1. Понимание предложенного текста и привлечение его для аргументации
2 БАЛЛА: сформулирован прямой ответ на вопрос, который свидетельствует о понимании предложенного текста, для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.. Авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют.
1 БАЛЛ: сформулирован прямой ответ на вопрос, который свидетельствует о понимании предложенного текста, для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа пли общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка
0 БАЛЛОВ: ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей, И/ИЛИ суждения не аргументированы предложенным текстом, И/ИЛИ авторская позиция искажена, И/ИЛИ допущено две или более фактические ошибки
К2. Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм
2 БАЛЛА: отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки
1 БАЛЛ: допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, или речевая, или грамматическая) — суммарно не более трёх ошибок
0 БАЛЛОВ: допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)
Максимальный балл – 4
==============================================================================
Оценка выполнения заданий 5 и 10
Указание на объём 5-10 предложений условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Критерий 1. «Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом» является основным. Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и ответ дальше не проверяется (по другим критериям данного задания выставляется 0 баллов). Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 ответ оценивается 0 баллов.
Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно выбирает для контекстного сопоставления одно произведение (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, А.Н. Островский и Н.А. Островский, Л.Н. Толстой, А.К. Толстой и А.Н. Толстой)
К1. Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом
2 БАЛЛА: названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа
1 БАЛЛ: названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа
0 БАЛЛОВ: не названо произведение, и не указан его автор И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа
К2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации
4 БАЛЛА: при сопоставлении для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей н т.п., авторская позиция двух произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют.
3 БАЛЛА: при сопоставлении для аргументации текст выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст предложенного — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция двух произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка
2 БАЛЛА: при сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений на уровне пересказа пли общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей н т.п.), авторская позиция двух произведений не искажена, ИЛИ текст выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст предложенного произведения не привлекается. авторская позиция двух произведений не искажена; ИЛИ текст выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, а текст предложенного — на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.; авторская позиция двух произведений не искажена, И/ИЛИ допущены две фактические ошибки.
1 БАЛЛ: при сопоставлении для аргументации текст выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст предложенного произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция двух произведений не искажена, ИЛИ авторская позиция одного из произведений искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, З и 2 баллов), И/ИЛИ допущены три фактические ошибки.
0 БАЛЛОВ: при сопоставлении для аргументации суждений привлекается только текст предложенного произведения, ИЛИ при сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения, И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений, И/ИЛИ допущено четыре или более фактические ошибки
К3. Логичность соблюдение речевых и грамматических норм
2 БАЛЛА: отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки.
1 БАЛЛ: допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая, и/или грамматическая ) — суммарно не более трех ошибок.
0 БАЛЛОВ: допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов).
Максимальный балл – 8
=============================================================================
Оценка выполнения заданий 11.1−11.5, требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения.
Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке сочинения по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов). Рекомендуемый объём сочинения — 250−350 слов, минимально необходимый объём — 200 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то задание считается невыполненным и сочинение оценивается 0 баллов.
К1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
3 БАЛЛА: сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне.
2 БАЛЛА: сочинение написано на заданную тему, рассмотрен только один из аспектов темы, но он рассмотрен глубоко, ИЛИ сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта неглубоко, но многосторонне.
1 БАЛЛ: сочинение написано на заданную тему, но тема понята упрощённо и раскрыта поверхностно.
0 БАЛЛОВ: тема не раскрыта
К2. Привлечение текста произведения для аргументации
3 БАЛЛА: для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют.
2 БАЛЛА: для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки.
1 БАЛЛ: для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.) ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущены три фактические ошибки.
0 БАЛЛОВ: суждения не аргументируются текстом произведения (-ий), ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения (-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки, И/ИЛИ авторская позиция искажена
К3. Опора на теоретико-литературные понятия
3 БАЛЛА: теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют.
2 БАЛЛА: теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения (-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют.
1 БАЛЛ: теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения (-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий.
0 БАЛЛОВ: теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий.
К4. Композиционная цельность и логичность
3 БАЛЛА: сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов
2 БАЛЛА: сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы.
1 БАЛЛ: в сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями
И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается.
0 БАЛЛОВ: в сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения.
К5. Соблюдение речевых норм
3 БАЛЛА: речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка
2 БАЛЛА: допущены две-три речевые ошибки
1 БАЛЛ: допущены четыре речевые ошибки
0 БАЛЛОВ: допущены пять или более речевых ошибок
К6. Соблюдение орфографических норм
1 БАЛЛ: орфографических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки
0 БАЛЛОВ: допущено три или более ошибки
К7. Соблюдение пунктуационных норм
1 БАЛЛ: пунктуационных ошибок нет, или допущены одна-две ошибки.
0 БАЛЛОВ: допущено три или более ошибки.
К8. Соблюдение грамматических норм
1 БАЛЛ: грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки
0 БАЛЛОВ: допущено три или более ошибки.
Максимальный балл за сочинение – 18
Максимальное количество баллов за ЕГЭ по литературе - 48
Поделиться с друзьями: