М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Методические рекомендации к ЕГЭ (модель 2024 года)

Эксперт ГИА-11 М.В. Осмоловский на международной педагогической конференции в Стокгольме, 2019

Уважаемые ученики!

Выбирая ЕГЭ по литературе, вы решаетесь сдавать один из самых сложных предметов школьной программы, который, помимо прочных знаний, требует не только интеллектуального, но и эмоционально-чувственного восприятия.

На успех можно рассчитывать лишь в том случае, если вы

  • обладаете богатым читательским опытом в области русской классической литературы,
  • разбираетесь в закономерностях литературного процесса и в литературоведческой терминологии,
  • уверенно владеете грамотной связной письменной речью.  

ЕГЭ по литературе длится 3 часа 55 минут. Работа состоит из 11 заданий.

В части первой предлагаются задания, проверяющие

А) умение выпускника определять основные элементы содержания и структуры произведений (необходимо уверенно владеть такими терминами, как "тема", "идея", "проблема", "конфликт", "герои/персонажи", "сюжет", "композиция", "художественный приём", "жанр", "троп", "направление/течение", "художественный метод", "психологизм", "антитеза", "несобственно прямая речь", знать стихотворные размеры, виды рифм и рифмовок, отличать метафору от метонимии, а синекдоху от перифраза и т.д.);

Б) умение определять взаимосвязь различных художественных произведений в широком историко-литературном контексте, то есть способность сопоставлять произведения различных авторов на уровне проблематики, жанра, мотивов;

В) знание содержания произведения: необходимо хорошо помнить сюжет, имена героев и их амплуа, значимые для характеристики персонажей детали и т.д. 

Часть 1 Анализ фрагмента эпического или драматического (реже - лироэпического) произведения. Проще говоря, вам предложат отрывок из романа, повести, рассказа, комедии, драмы или поэмы. Первые четыре задания (1-3) предполагают краткий ответ (слово, словосочетание, последовательность цифр). Два задания (4 и 5) требуют написания связного аргументированного текста в объёме не менее 50 слов. При этом помните, что ваш ответ должен прямо отвечать на поставленный вопрос с опорой на авторскую позицию и не содержать речевых и фактических ошибок и неточностей. 

Анализ лирического произведения: вам предложат проанализировать стихотворение автора, чьё творчество входит в школьную программу. Задания 6-8 оцениваются так же, как и задания 1-3, а задания 9 и 10 требуют развёрнутого аргументированного ответа. Требования к выполнению заданий обоих анализов едины.  

Часть 2 требует от выпускника развёрнутого аргументированного высказывания в форме сочинения объёмом не менее 250 слов. Здесь предлагается пять заданий 11.1 - 11.5, охватывающих важнейшие моменты литературного процесса от древнерусской литературы до ХХ века. При этом вам необходимо выбрать только ОДИН из пяти вопросов и дать на него ответ в форме сочинения, обосновывая свои суждения фактами из литературных произведений и с опорой на теоретико-литературные понятия. Однако опираться на факты можно только по памяти - текстами произведений и справочной литературой, как во время обычного школьного сочинения, вам воспользоваться не дадут. Приветствуются цитаты из произведений, опора на конкретные эпизоды (без пересказа!), поэтому рекомендуем вам выбрать вопрос, связанный с произведением, текст которого вы помните лучше всего. 

Подведём итоги по блокам и заданий и по критериям оценивания

ЗАДАНИЯ 1-3 и 6-8 (6 баллов) предполагают краткий ответ (слово, сочетание слов или последовательность цифр без пробелов и запятых) и выполняются в бланке №1.

За каждый верный ответ - 1 балл; за неверный, неполный, записанный с ошибкой или отсутствующий ответ - 0 баллов.

Задания 4, 5, 9, 10, 11 выполняются в бланке №2. 

 

ЗАДАНИЯ 4 и 9 (4 балла) 

К1 соответствие ответа заданию и привлечение текста для аргументации - 2 балла

К3 логика и соблюдение речевых и грамматических норм - 2 балла

 

 ЗАДАНИЯ 5 и 10 (8 баллов)

К1 сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом (важно указать НАЗВАНИЕ и АВТОРА!) - 2 балла 

К2 привлечение текста при сопоставлении для аргументации - 4 балла

К3 логика и соблюдение речевых норм - 2 балла

 

ЗАДАНИЕ 11 (15 баллов) 

К1 глубина и многосторонность раскрытия темы - 3 балла

К2 привлечение текста - 3 балла

К3 опора на теоретико-литературные понятия (не менее ДВУХ терминов, использованных для анализа произведения!) - 3 балла

К4 композиционная цельность и логичность - 3 балла

К5 соблюдение речевых норм - 3 балла

 

ШКАЛА ГРАМОТНОСТИ (3 балла) 

По этой шкале баллы выставляются только за задание 11. 

ГК1 орфография - 1 балл (количество ошибок не более 2) 

ГК2 пунктуация - 1 балл (количество ошибок не более 2)

ГК3 грамматика - 1 балл (количество ошибок не более 2)

Итого за всю работу можно получить максимум 48 первичных баллов.

Каждую высказываемую вами мысль важно не просто заявить, а обстоятельно и всесторонне раскрыть, аргументировать, доказать.

Избегайте обобщённых суждений, абстрактных фраз и самоочевидных истин. Не стоит рассуждать о "великом писателе, написавшем выдающееся произведение, которым поколения читателей восхищаются уже два столетия" или патетично воспевать патриотизм, "прекрасное чувство любви" или "героические страницы отечественной истории". Подобные высказывания бессодержательны по сути и потому не могут быть приняты к рассмотрению проверяющими вашу работу.

Помните: от вас ждут конкретики. Каждой написанной фразой важно убеждать проверяющего, что произведение вами внимательно прочитано, понято, осмыслено, что вам хорошо знакомы и творчество автора в целом, и эпоха, с которой он связан. И если вы пишете, скажем, о теме поэта и поэзии у Пушкина, то важно обнаружить понимание того, как эта тема раскрывалась до Пушкина (например, у Ломоносова и Державина) и после Пушкина (например, у Некрасова и Блока).

Кроме того, нужно помнить о необходимости излагать свои мысли грамотным литературным языком, без речевых и грамматических ошибок. А переходы от одного суждения к другому должны быть плавными и логичными.

Желаем успеха!

  

Некоторые ключевые теоретико-литератрные понятия и их краткая характеристика:

  • тема – предмет авторского рассуждения, рассмотрения, исследования;
  • идея – главная мысль, существенная часть замысла произведения;
  • сюжет - это то, о чём произведение; последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении;
  • жанр – отнесённость данного художественного текста к группе произведений, объединённых рядом общих существенных содержательных признаков;
  • композиция - взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в художественном произведении;
  • хронотоп – термин Михаила Бахтина; взаимосвязь временных и пространственных отношений в произведении;
  • образ – художественно воссозданный и эстетически осмысленный предмет или явление;
  • персонаж – действующее лицо произведения;
  • лирический герой - термин Юрия Тынянова; субъект высказывания в лирическом произведении, не тождественный автору текста (образ лирического героя нередко путают с самим автором, что является грубой фактической ошибкой), хотя часто мысли и чувства лирического героя близки автору;
  • тропы - слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи: метафора, эпитет, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, сравнение, перифраз, ирония, сарказм;
  • стиль – совокупность приёмов использования автором языковых средств;
  • реминисценция - неявная цитата; фрагмент текста, отсылающий читателя к ранее прочитанному произведению
  • интертекст – соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов одного или нескольких авторов.