М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Постмодернизм. Патрик Зюскинд

Постмодернизм - одно из наименее структурированных явлений в искусстве второй половины 20 - начала 21 века, не поддающееся чёткому определению. В целом постмодернизмом называют все нереалистические явления в литературе, возникшие после распада модернистских течений (символизма, акмеизма, футуризма и т.д.).  

Для эстетики постмодернизма характерны пародийность стиля, фрагментарность пространства и времени, ирония как ведущий принцип отношения к действительности, чёрный юмор, отказ от поиска смысла в пользу пародии на такой поиск. 

Искусство постмодернизма характеризуется

1) использованием готовых форм (в литературе - использование уже известных персонажей и сюжетов);

2) ироническим отношением к этим формам через приём аллюзии;

3) игрой автора с читателем вплоть до полного размытия понятия авторства (например, в рассказе Х.Л. Борхеса "Борхес и я", в романе Курта Воннегута "Завтрак для чемпионов" автор появляется в собственном произведении).

Ключевое понятие постмодернизма - симулякр (от simulacrum - копия), то есть изображение того, чего на самом деле не существует. Это копия без оригинала, псевдоявление, замещающее реальность. Постмодернизм считается искусством, лишённым собственного содержания и отрованным от реальности, а потому обречённым на самоповторение и скорое исчезновение. 

Одним из первых произведений в мировой литературе, которое можно считать далёким предшественником постмодернистской литературы, можно считать роман М. Сервантеса "Дон Кихот", так как он представлял собой пародию на рыцарский роман с пародийными рыцарем и оруженосцем, с иронично изображаемыми подвигами, результат которых всегда оказывается противоположным изначальному замыслу. 

В целом постмодернистская литература, опираясь от традиций классической литературы и отрицая их, подвергает эстетическому переосмыслению устоявшиеся стереотипы. 

Один из крупнейших современных писателей-постмодернистов - Патрик Зюскинд (род. в 1949). Успех пришёл к нему в 1980 году благодаря одноактной монодраме "Контрабас", в которой нестандартно показана судьба "маленького человека". Контрабас - самый незаслуженно обделённый музыкальный инструмент в оркестре, в то время как герой пьесы, контрабасист, считает контрабас лучшим инструментом. Контрабас стал смыслом жизни героя и в то же время вытеснил из этой жизни все обычные человеческие отношения, включая сексуальные. Герою нравится вокалистка, но она не обращает на него внимания. Она его не замечает, потому что контрабасист всегда находится в последнем ряду оркестра. Он старается играть безупречно, но реакции нет никакой. Он пытается привлечь к себе внимание, намеренно не попадая в ноты, но этого никто не замечает: настолько ничтожна роль и контрабаса, и контрабасиста. 

 Страница в разработке