М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Общая характеристика мирового литературного процесса 20 века

В современном литературоведении существует несколько трактовок литературного процесса 20 века. Разногласия учёных касаются даже вопроса о том, когда начался 20 век в литературе. По мнению одних историков литературы, художественные тенденции, определившие путь дальнейшего развития мировой литературы, сложились уже на рубеже 1860 – 1870-х гг., когда в Европе заявили о себе

  • французский поэт-новатор Шарль Бодлер (главная книга - поэтический сборник "Цветы зла");
  • создатель новой драмы норвежский драматург Генрик Ибсен, автор драм "Пер Гюнт" и "Кукольный дом";
  • французские поэты-символисты Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме.

По мнению других литературоведов, точкой отсчёта в истории литературы 20 века следует считать начало 1910-х гг., т.к. это было время смелых экспериментов во всех областях искусства:

  • в живописи (французский художник-кубист и скульптор Пабло Пикассо),
  • в музыке (французский композитор-импрессионист Морис Равель),
  • в театре (австрийский режиссёр Макс Рейнхардт, впервые использовавший вращающуюся сцену, перенос авансцены в зрительный зал, отказ от рампы),
  • в кино (Дэвид Гриффит, режиссёр фильмов "Рождение нации" и "Битва полов", впервые использовавший перекрёстный и параллельный монтаж),
  • в литературе (Марсель Пруст, Франц Кафка, Андре Жид, Гийом Аполлинер и др.).

Кроме того, 1910-е гг. печально знамениты в истории тем, что в это время в Европе шла Первая мировая война, значительно изменившая многие устоявшиеся представления человечества.

Формирование нового мироощущения объяснялось следующими факторами. До начала 20 века считалось, что человечество идёт по пути прогресса и что духовному потенциалу личности ещё предстоит раскрыться. Однако исторические катаклизмы привели к разрушению всяких иллюзий. «Переоценке ценностей» (выражение Фридриха Ницше) в глобальном масштабе способствовали и научные открытия (исследование клеточного ядра, теория относительности Эйнштейна, психоанализ Фрейда, геометрия Лобачевского и т. д.), расширившие горизонты познания.

Приметой времени стал сопутствующий научным открытиям технический прогресс: никогда прежде техника не развивалась так стремительно. В 1895 году были изобретены радио (русский изобретатель Попов) и беспроволочный телеграф, в 1896 – кино (братья Люмьер), в 1908 - телевидение (русский инженер Владимир Зворыкин).

Если в начале 20 столетия автомобиль и радио были чудом, то уже через полвека никого не удивляли полёты в космос, ядерное оружие, телевидение и генная инженерия. Всё это явилось мощным стимулом для развития такого направления, как научная фантастика. Именно в первые десятилетия 20 века появляются классики научной фантастики: Герберт Уэллс, Айзек Азимов, Рэй Брэдбери, Жюль Верн, Александр Беляев.

К научной фантастике примыкает появившийся в 20 веке жанр антиутопии, явившийся следствием политических потрясений . Примечательно, что первопроходцем жанра стал русский писатель Евгений Замятин, написавший в 1920 году роман "Мы" на стыке фантастики и антиутопии, хотя сам термин "антиутопия" был введён английским философом Джоном Миллем в 1868 году. В 1930-1950-е годы жанр антиутопии становится популярным и в Европе: Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл, Рэй Брэдбери. 

Одна из характерных черт литературного процесса 20 века – его крайняя раздробленность. Именно в 20 веке стали разделять литературу на элитарную и массовую, мужскую и женскую, реалистическую и модернистскую. Последняя, в свою очередь, поражала пестротой методов и направлений: футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, дадаизм, абсурдизм, концептуализм – таков далеко не полный перечень модернистских и постмодернистских направлений и методов. Модернисты решительно отказались от традиционных форм искусства и от оптимистического отношения к миру. Реализм 20 века – явление тоже неоднородное. Уже в начале столетия выделяли такие разновидности реализма, как натурализм, неоромантизм, социалистический реализм, мифологический реализм.

В 20 веке произошло резкое расширение пространственных границ литературы: писатели с мировыми именами стали появляться в так называемых «третьих странах» – Колумбии, Бразилии, Исландии, чего не было прежде. 

20 век не создал какого-либо главенствующего направления в литературе, но внёс в неё необратимые изменения. Это выразилось в географии литературного процесса, а также в понимании того, что есть литературный герой и художественная правда. Мир, изображаемый в литературе, потерял какие-либо законченные формы: он стал раздробленным, невыстроенным, разнородным, в таком мире невозможно надеяться на постижение истины, на гармоничное бытие. Поэтому вместо поиска истины литература обрела иную задачу – найти множество возможных интерпретаций общественных и духовных явлений.

    Материалы учебно-методического комплекта И.Ю. Осмоловской "Зарубежная литература"