М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Практическая работа по лирике Тютчева. Демоверсия

Выберите ОДНО из предложенных стихотворений и проанализируйте его.

Отметьте в анализе 1) жанр и его признаки, 2) тему и идею, 3) литературные и/или философские традиции, на которые опирается поэт, 4) особенности образа лирического героя, 5) художественные – фонетические, лексические, синтаксические – средства и цель их использования, 6) особенности поэтического языка.

 

        КАК ХОРОШО ТЫ, О МОРЕ НОЧНОЕ...

Как хорошо ты, о море ночное,-

Здесь лучезарно, там сизо-темно...

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно...

 

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром...

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо, ты в безлюдье ночном!

 

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звёзды глядят с высоты.

 

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою -

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою...

2 января 1865

 

 

ЧЕМУ БЫ ЖИЗНЬ НАС НИ УЧИЛА...

А.В. Плетнёвой

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

 

И увядание земное

Цветов не тронет неземных,

И от полуденного зноя

Роса не высохнет на них.

 

И эта вера не обманет

Того, кто ею лишь живет,

Не всё, что здесь цвело, увянет,

Не всё, что было здесь, пройдет!

 

Но этой веры для немногих

Лишь тем доступна благодать,

Кто в искушеньях жизни строгих,

Как вы, умел, любя, страдать.

 

Чужие врачевать недуги

Своим страданием умел,

Кто душу положил за други

И до конца всё претерпел.

Начало ноября 1870

 

Справочные материалы

Тематика лирики

  • поэт и поэзия, назначение поэзии, судьба поэта
  • любовь, любовные переживания; воспоминания, связанные с любовью
  • будущее: мотивы тревоги или, наоборот, уверенности в грядущем
  • природа: пейзажные зарисовки; мотив вечности; картины природы (образы моря, леса, ветра, неба, ночи и т.д.)
  • смысл жизни, существования: поиск смысла или ощущение бессмысленности; мотив одиночества, обречённости, безысходности; конфликт мечты и реальности
  • жизненный путь, мотив и образ дороги
  • добро и зло
  • свобода и несвобода

 

Поэтическая лексика: как с помощью лексики переданы чувства и идеи?
С какой целью используются синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы?

ЭПИТЕТ - художественное определение; 

СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого; 

АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы; 

ИРОНИЯ - скрытая насмешка; 

ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление; 

ЛИТОТА - художественное преуменьшение; 

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевлённых предметов и явлений, при котором они наделяются свойствами живых существ; 

МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на переносном значении, на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. 

Поэтический синтаксис
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
- риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа; 
- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений; 
- антитезы – противопоставления; - градация; - рефрены – периодически повторяющиеся предложения, фразы (как припев в песне); - инверсия.

Поэтическая фонетика
Использование звукоподражаний - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. 
Аллитерация – повторение согласных звуков; Ассонанс – повторение гласных звуков;  Анафора – единоначатия.

Композиция лирического произведения и лирический герой: каково ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении?

Что можно сказать о лирическом герое (он находится в гармонии/дисгармонии с окружающим миром, его настроение носит временный характер, он переживает внутренний конфликт, он к чему-то эмоционально призывает, он внутренне несвободен и т.д.)? Как подчинена композиция выражению мысли? Как связаны между собой части стихотворения (контрастно, ретроспективно, последовательно)?