schoolexpert@yandex.ru

Антон Павлович Чехов (1860-1904). Вопросы и задания

 

Комедия "Вишнёвый сад"

Лекция о творчестве А.П. Чехова

 Сцена из спектакля "Вишнёвый сад" (Театр Ленком, реж. Марк Захаров)

1. Какие проблемы поднимает Чехов в комедии? С какими более ранними произведениями писателя можно проследить связь?

2. Почему пьеса названа "Вишнёвый сад"? Можно ли считать образ сада сквозным в комедии? Выпишите не менее 10 высказываний персонажей о вишнёвом саде.

3. По какому принципу сгруппированы персонажи в пьесе? Каковы их взаимоотношения? Как эти взаимоотношения отражаются в диалогах? Приведите примеры. 

4. Каково значение диалога персонажей в начале первого действия? На какие детали их одежды и поведения следует обратить внимание?

5. С какой целью Раневская приезжает из Парижа? Что нам известно о её прошлом?

6. Какие чувства владеют приехавшими персонажами (Гаевым, Фирсом, Аней, Трофимовым)? Приведите цитаты. 

7. Почему ни Раневская, ни Гаев ничего не предпринимают для спасения сада? Неужели сад им безразличен? 

8. В первом действии сад связан с ностальгией по ушедшим временам. Как по-новому раскрывается образ вишнёвого сада во втором действии?

9. Что помогает понять в причинах гибели сада монолог Пети Трофимова во втором действии? В чём с Петей можно согласиться? В чём слабость его позиции?

10. Какие причины, на ваш взгляд, побуждают Лопахина подсказывать Раневской пути спасения сада?

11. Почему именно Лопахин в итоге становится владельцем имения? Почему Лопахин вспоминает отца и деда?

12. В связи с чем радость от покупки сада вдруг оборачивается восклицанием о "нескладной, несчастливой жизни"?

13. Какие черты характера Лопахина раскрываются в третьем действии?

14. Почему Гаев после продажи сада говорит, что "все успокоились, повеселели даже"?

15. Проанализируйте финальную сцену комедии. Какие чувства она оставляет?

16. Почему комедия завершается монологом оставленного в заколоченном доме Фирса?

17. Что символизирует звук лопнувшей струны во втором и четвёртом действиях?  

    Из книги Вайля и Гениса "Родная речь":

    Естественно, что и в композиции всех пьес Чехова огромное место занимают сцены встреч и прощаний. Более того, сама обстановка прославленного чеховского быта на самом деле полна вокзальной суеты. Тут вечный перрон, и вещи всегда в беспорядке: в "Вишневом саду" весь первый акт их разбирают, весь последний -- укладывают. А за сценой (указывает ремарка) проходит железная дорога.

    Но куда же едут пассажиры чеховской драмы? Почему мы всегда их видим собирающимися в дорогу, но никогда не прибывшими к месту назначения? Да и где, все-таки, это место? Почему загадочное "в Москву!" никогда не может вырваться из плена винительного падежа, чтобы счастливо застыть в предложном -- "в Москве"?!
    Реалии русской провинции, где протекает действие всех пьес Чехова, еще не объясняют тоску по столице. Его герои безразличны к обстоятельствам места -- то-то так легки они на подъем: перекати-поле. Однако простое перемещение чеховским героям не помогает. В сущности, им все равно, где жить: в деревне или в городе, в России или за границей -- всюду хуже. Метания их происходят в произвольных географических координатах, потому что мучаются они вопросом не "куда", а "когда". Кардинальный, универсальный конфликт здесь выражен сложным противопоставлением трех времен -- прошлого, настоящего и будущего.
    Театр -- искусство настоящего. Все, что происходит на сцене, происходит в данный момент, на глазах у зрителя -- прошлое и будущее вынесено за скобки.
    Но в театре Чехова ничего не происходит: конфликты завязываются, но не развязываются, судьбы запутываются, но не распутываются. Действие только притворяется действием, сценический эффект -- эффектом, драматургический конфликт -- конфликтом.
    Если бы сад не продали, что бы изменилось в жизни всех тех, кто так о нем беспокоится? Удержал бы сад Раневскую с ее пачкой призывных телеграмм из Парижа? Помешал бы сад уехать Ане и Пете Трофимову? Прибавят ли вырученные за сад деньги смысла жизни Лопахину? Нет, судьба сада по-настоящему важна только для самого сада, только для него это буквально вопрос жизни и смерти.