schoolexpert@yandex.ru
М. Осмоловский, И. Осмоловская

Состав литературного произведения. Функции персонажа

Ещё Аристотель в "Поэтике" писал, что при анализе произведения следует отмечать "что" (предмет) и "как" (средство), а Юрий Тынянов иронически указывал, что форма и содержания соотносятся так же, как стакан и вино. В литературном произведении, представляющем собой формально-содержательное единство, выделяют план выражения (форму) и план содержания

К плану выражения относятся

  • художественный язык произведения,
  • композиция,
  • сюжет,
  • система образов. При этом образами в литературе являются характеры, портреты, пейзажи, детали.

К плану содержания относятся 

  • тематика произведения - предмет авторского осмысления;
  • проблематика - круг вопросов, решаемых автором;
  • идея - основная мысль, то, ради чего произведение написано; совокупность идей произведения называется авторской концепцией;
  • пафос - эмоциональная направленность произведения. Выделяют героический, трагический, романтический, сатирический, сентиментальный и т.д. пафос. 

Художественный мир произведения характеризуется тем, что, с одной стороны, писатель использует реальные (жизнеподобные) факты, с другой, в произведении присутствует вымысел и условности. Иными словами, литературный текст представляет читателю художественно освоенную и преображённую реальность. Наиболее крупными единицами художественного мира являются персонажи. Их поведение, мысли, портреты, быт, окружающий их предметный мир становятся основой сюжета. А сюжет, в свою очередь, так или иначе выражает авторскую идею. 

Персонаж (от лат. persona - личность) - либо плод писательского воображения (Робинзон Крузо у Дефо, лиллипуты и великаны у Свифта), либо результат домысливания реально существовавшего лица (Пугачёв в пушкинской "Капитанской дочке" или Иван Грозный в "Песне про купца Калашникова" Лермонтова), либо вариант "достраивания" существующего литературного образа. При этом персонажем может быть не только человек, но и его животное или предметное подобие. Персонаж, по словам литературоведа В.Я. Проппа, всегда носитель определённой функции и фактор движения событийного ряда.

Важнейшая функция персонажа - представление ценностной ориентации. Именно с позиций характерных для персонажа ценностей его относят к положительным или отрицательным. Персонаж может выступать как носитель выдающихся качеств, являющихся нормой с точки зрения системы общественных ценностей (доброты, отзывчивости, искренности, верности, смелости) - таких персонажей называют героями (термин, появившийся в древнегреческой литературе). Однако персонаж может быть носителем качеств, осуждаемых и/или высмеиваемых обществом (злобы, трусости, жадности, подавленной или несостоявшейся человечности) - таких персонажей называют антигероями (термин Ф.М. Достоевского). 

Несмотря на то, что между персонажем и автором всегда существует дистанция, австорское отношение к персонажу может быть родственным или отчуждённым, но не нейтральным. Дистанция сохраняется и в автобиографических произведениях, в которых автор оценивает собственный опыт прошлого с высоты прожитого времени. 

Использованы материалы сайта studopedia.ru