Первый вариант
1. Что появилось раньше – стихи или проза? Почему? (10 баллов)
2. Чем стихи отличаются от прозы? (10 баллов)
3. Что такое «стих»? Почему нельзя говорить: «Я выучил стих»? (10 баллов)
4. Прочитайте. В чём особенность этого стихотворения Василия Андреевича Жуковского? Как называются подобные стихи? (20 баллов)
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
5. Перед вами – фрагменты стихотворений. Укажите в каждом из них стихотворный размер, виды рифм и вид рифмовки. Сами фрагменты переписывать не нужно. (50 баллов)
Образец:
Э) Я зелёный огурец,
Я расту на грядке.
Я пришёл к вам наконец.
Здравствуйте, ребятки!
Ответ: Э) хорей, мужская и женская рифмы, перекрёстная рифмовка.
А) И вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул;
Мне слышался вечерний гул
Домой бегущих табунов
И дальний лай знакомых псов.
(Михаил Юрьевич Лермонтов)
Б) Грянул год, пришел черёд,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за всё на свете.
(Александр Трифонович Твардовский)
В) Запад гаснет в дали бледно-розовой
Звёзды небо усеяли чистое,
Соловей свищет в роще берёзовой,
И травою запахло душистою.
(Алексей Константинович Толстой)
Г) Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
(Александр Сергеевич Пушкин)
Д) Где прозрачной лавиною
Льются листья с высоких ветвей, —
Спой мне, иволга, песню пустынную,
Песню жизни моей.
(Николай Алексеевич Заболоцкий)
Второй вариант
1. С какой целью произведениям древности придавали стихотворную форму? (10 баллов)
2. Является ли рифма обязательной для стихов? Почему? (10 баллов)
3. Что такое «стих»? Почему нельзя говорить: «Я выучил стих»? (10 баллов)
4. Прочитайте. В чём особенность этого поэтического текста Александра Сергеевича Пушкина? Как называются подобные стихи? (20 баллов)
Приди — открой балкон. Как небо тихо;
Недвижим тёплый воздух, ночь лимоном
И лавром пахнет, яркая луна
Блестит на синеве густой и тёмной,
И сторожа кричат протяжно: «Ясно!.. »
А далеко, на севере — в Париже —
Быть может, небо тучами покрыто,
Холодный дождь идёт и ветер дует.
5. Перед вами – фрагменты стихотворений. Укажите в каждом из них стихотворный размер, виды рифм и вид рифмовки. Сами фрагменты переписывать не нужно. (50 баллов)
Образец:
Э) Я зелёный огурец,
Я расту на грядке.
Я пришёл к вам наконец.
Здравствуйте, ребятки!
Ответ: Э) хорей, мужская и женская рифмы, перекрёстная рифмовка.
А) Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу. Порой
Она скользила меж камней,
Смеясь неловкости своей.
(Михаил Юрьевич Лермонтов)
Б) Рассказать бы вам, ребята,
Хоть не верь глазам своим,
Как немецкого солдата
В двух шагах видал живым.
(Александр Трифонович Твардовский)
В) Пусть даже время рукой беспощадною
Мне указало, что было в вас ложного,
Всё же лечу я к вам памятью жадною,
В прошлом ответа ищу невозможного.
(Алексей Николаевич Апухтин)
Г) Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
(Александр Сергеевич Пушкин)
Д) Как безумные мельницы,
Машут войны крылами вокруг.
Где ж ты, иволга, леса отшельница?
Что ты смолкла, мой друг?
(Николай Алексеевич Заболоцкий)
Критерии оценки:
«5» - 81-100 баллов
«4» - 61-80 баллов
«3» - 41-60 баллов
«2» - 21-40 баллов
«1» - 0-20 баллов
Поделиться с друзьями: