schoolexpert@yandex.ru

Поэзия и проза. Рифмы и рифмовки. Практическая работа

Первый вариант

1. Что появилось раньше – стихи или проза? Почему? (10 баллов)

2. Чем стихи отличаются от прозы? (10 баллов)

3. Что такое «стих»? Почему нельзя говорить: «Я выучил стих»? (10 баллов)

4. Прочитайте. В чём особенность этого стихотворения Василия Андреевича Жуковского? Как называются подобные стихи? (20 баллов)

 

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

 

 

5. Перед вами – фрагменты стихотворений. Укажите в каждом из них виды рифм и вид рифмовки. Сами фрагменты переписывать не нужно. (50 баллов)


Образец:

Э) Я зелёный огурец,

     Я расту на грядке.

     Я пришёл к вам наконец.

     Здравствуйте, ребятки!

Ответ:   Э) мужская и женская рифмы, перекрёстная рифмовка.

 


А) И вспомнил я отцовский дом,

     Ущелье наше и кругом

     В тени рассыпанный аул;

     Мне слышался вечерний гул

     Домой бегущих табунов

     И дальний лай знакомых псов.

(Михаил Юрьевич Лермонтов)

 

Б) Грянул год, пришел черёд,

     Нынче мы в ответе

     За Россию, за народ

     И за всё на свете.

(Александр Трифонович Твардовский)

 

В) Запад гаснет в дали бледно-розовой

     Звёзды небо усеяли чистое,

     Соловей свищет в роще берёзовой,

     И травою запахло душистою.

                           (Алексей Константинович Толстой)

 

 

Г) Любовь и дружество до вас

    Дойдут сквозь мрачные затворы,

    Как в ваши каторжные норы

    Доходит мой свободный глас.

(Александр Сергеевич Пушкин)

 

Д) Где прозрачной лавиною

     Льются листья с высоких ветвей, —

     Спой мне, иволга, песню пустынную,

     Песню жизни моей.

(Николай Алексеевич Заболоцкий)

 

Второй вариант

1. С какой целью произведениям древности придавали стихотворную форму? (10 баллов)

2. Является ли рифма обязательной для стихов? Почему? (10 баллов)

3. Что такое «стих»? Почему нельзя говорить: «Я выучил стих»? (10 баллов)

4. Прочитайте. В чём особенность этого поэтического текста Александра Сергеевича Пушкина? Как называются подобные стихи? (20 баллов)

 

Приди — открой балкон. Как небо тихо;

Недвижим тёплый воздух, ночь лимоном

И лавром пахнет, яркая луна

Блестит на синеве густой и тёмной,

И сторожа кричат протяжно: «Ясно!.. »

А далеко, на севере — в Париже —

Быть может, небо тучами покрыто,

Холодный дождь идёт и ветер дует.

 

 

5. Перед вами – фрагменты стихотворений. Укажите в каждом из них виды рифм и вид рифмовки. Сами фрагменты переписывать не нужно. (50 баллов)


Образец:

Э) Я зелёный огурец,

     Я расту на грядке.

     Я пришёл к вам наконец.

     Здравствуйте, ребятки!

Ответ:   Э) мужская и женская рифмы, перекрёстная рифмовка.

 


А) Держа кувшин над головой,

     Грузинка узкою тропой

     Сходила к берегу. Порой

     Она скользила меж камней,

     Смеясь неловкости своей.

                            (Михаил Юрьевич Лермонтов)

 

Б) Рассказать бы вам, ребята,

     Хоть не верь глазам своим,

      Как немецкого солдата

      В двух шагах видал живым.

                           (Александр Трифонович Твардовский)

 

В) Пусть даже время рукой беспощадною

     Мне указало, что было в вас ложного,

Всё же лечу я к вам памятью жадною,

В прошлом ответа ищу невозможного.

                            (Алексей Николаевич Апухтин)

 

 

Г) Оковы тяжкие падут,

    Темницы рухнут — и свобода

    Вас примет радостно у входа,

    И братья меч вам отдадут.

                            (Александр Сергеевич Пушкин)

 

Д) Как безумные мельницы,

     Машут войны крылами вокруг.

     Где ж ты, иволга, леса отшельница?

     Что ты смолкла, мой друг?

                           (Николай Алексеевич Заболоцкий)

 

 

Критерии оценки:

«5» - 81-100 баллов

«4» - 61-80 баллов

«3» - 41-60 баллов

«2» - 21-40 баллов

«1» - 0-20 баллов