schoolexpert@yandex.ru

Александр Валентинович Вампилов (1937-1972)

 

 

Если исчезнет с лица земли человек, то вместе с ним 
исчезнет Бог и Сатана, исчезнет Добро и Зло, ибо эти
категории придуманы человеком для обозначения 
той непримиримой борьбы, которую он уже тысячелетиями 
ведёт сам с собой.
А. Гугнин

 

Ещё Аристотель подметил такую особенность драмы, как её двойственность в восприятии зрителя.  Действие в драме разворачивается на глазах зрителя и показывается через конфликты и в форме диалогов.

Расцвет советской драматургии приходится на 70-е годы, и в ней в это время преобладает производственная тема. Это такие пьесы, как «Человек со стороны» И. Дворецкого, «Заседание парткома» А.Гельмана, «Сталевары» Бокарева. В центре этих пьес – герой-производственник, за что-нибудь борющийся, причем производство – не внешняя сторона его деятельности, а часть его жизни.

Существуют в это же время социально-психологические драмы. Это пьесы Володина «Старшая сестра», «С любимыми не расставайтесь» и «Осенний марафон», пьесы В. Розова «День свадьбы» и «С вечера до полудня», пьеса Э. Радзинского «104 страницы про любовь».

Новый виток в 70-е годы получает ленинская тема. Пьесы М.Шатрова «Диктатура совести», «Большевики», «Так победим!» представляют Ленина не простачком и обаяшкой, а глубоким мыслителем, который хотел изменить мир и сделал это.

К концу 70-х годов производственной драме противостоит драма семейно-бытовая, а герою-производственнику противопоставлен герой семейных конфликтов. Таким образом, образовались как бы два полюса драматургии: с одной стороны, зрителю предлагалось обсуждать рентабельность производства, с другой стороны, он мог стать соучастником любовных переживаний. От семейно-бытовой драмы отпочковалось направление лирико-фантастической драмы, в которой все основывалось на счастливых случайностях и благополучных финалах. Это пьесы Арбузова «Сказки старого Арбата» и «Старомодная комедия», пьесы Рязанова и Брагинского «Ирония судьбы, или С лёгким паром» и «Служебный роман».

В начале 80-х годов появляются пьесы Гельмана «Мы нижеподписавшиеся» и Бокарева «Однокашники». В этих пьесах производство – только фон, на котором разворачиваются  напряженные события. В 1990 году выходит пьеса братьев Стругацких «Жиды города Питера».

 

 

Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся 
самыми драматичными моментами в жизни человека.
А.Вампилов

 

Александр Валентинович Вампилов – один из самых интересных драматургов 1960-1970-х годов, но оценили его талант только после смерти. Он написал не так много пьес, но тем не менее принято считать, что он создал свой театр. Не случайно пьесы Л. Петрушевской, В. Арро, А. Галина получили название «поствампиловских». Его пьесы отличает особый интерес к нравственной стороне жизни человека, он поднимает проблему выбора молодых героев, столкнувшихся с чёрствостью, карьеризмом, расчётливостью («Прощание в июне») и проблему свободы.  Главная особенность пьес Вампилова заключается в том, что начинаются они, как комедии, а заканчиваются всегда драматически. И почти всегда бытовая история превращается по ходу пьесы в общечеловеческую  проблему.

В своих произведениях Вампилов переосмысливает роль молодого героя, который расстается с романтическими иллюзиями. Драматург изображает своё поколение «потерянным», обманутым, выбитым из колеи. В обычной, рядовой жизни  Вампилов находит страдающего, поверженного героя, который смиряется с пошлостью окружающей его жизни. Вампилову принадлежат пьесы "Прощание в июне", "Старший сын", "Утиная охота", "Прошлым летом в Чулимске", а также несколько пьес-миниатюр. 

В пьесе «Старший сын» (1968) герои сталкиваются благодаря случайности и вранью. Комическая ситуация (Бусыгин и Сильва опоздали на электричку и пытаются где-нибудь согреться и переночевать) уже с первых минут затрагивает проблему взаимоотношения людей в мире. Герои ведут беседу о человечности, взаимопомощи, о доверии, и вместе с ними с читателем разговаривает сам автор: «Кто ты такой, какое им до тебя дело? У людей толстая кожа, и пробить её не так-то просто», «Чего нам надо? Доверия… Человек человеку брат, надеюсь, ты об этом слышал?»

Случайная шалость (Бусыгин, оказавшись в доме Сарафанова, выдает себя за его сына) постепенно перестает быть просто шалостью. Как только Сарафанов произносит: «Сынок!», комедия превращается в философскую притчу. Циничный, на первый взгляд, Бусыгин начинает постепенно испытывать к семье Сарафановых тёплые родственные чувства и становится частью семьи. Он мучается от того, что вынужден обманывать Сарафанова: «Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову». Однако оказывается, что врёт не только Бусыгин. Обманывает семью Сарафанов, утверждающий, что он по-прежнему играет в консерватории, врет Нина, заявляя, что выходит замуж по любви. Но это ложь святая, это ложь во спасение. Единственный, кто говорит правду (Кудимов), оказывается чёрствым и пустым человеком, для которого правда – это не потребность души, а глупый принцип. Героям не нужна правда, они хотят жить в мире своих иллюзий, поэтому когда Сильва разоблачает Бусыгина, Сарафанов набрасывается на него с кулаками и заявляет:  «Я не верю! Я не хочу этому верить! Что бы то ни было, но я считаю тебя (Бусыгина) своим сыном. Вы все мои дети, потому что я люблю вас».

Парадокс пьесы заключается в том, что формально чужой Сарафанову Бусыгин становится более близким, чем родные дети. Он даже готов остаться с ним, так как понимает, что после отъезда Нины и Васеньки жизнь Сарафанова рухнет. В конечном итоге Бусыгине чувствует потребность быть кому-то нужным: «Откровенно говоря, я сам уже не верю, что я вам не сын». Таким образом, Вампилов показывает, как ложное родство становится истинным, как духовное родство людей оказывается надёжнее и крепче формальных родственных связей.

Последующие произведения Вампилова тяготеют к жанру психологической драмы («Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске»), и в них начинает присутствовать какой-то нравственный критерий, по которому сверяется жизнь героев.